logo
мир_умк_самый последний

2. Носители и проводники информации

Информация может передаваться от субъекта к субъекту как в прямом контакте, так и бесконтактно, как непосредственно, к примеру, путем речевого сообщения, так и в виде зашифрованных данных на каком-либо материальном носителе.

Объектом рыночных сделок преимущественно выступает зашифрованная информация, то есть информация, размещенная на специальном носителе.

Часто под словами передал информацию следует понимать передал нечто (книгу, чертеж, дискету и т. п.), содержащее в себе информацию. Дело, однако, в том, что получить дискету, например, есть не то же, что получить информацию: для уяснения последней необходимо, во-первых, знать шифр (код), во-вторых, иметь техническую возможность воспользоваться этой дискетой.

Иначе говоря, следует различать информацию как таковую и то, на чем она размещена, а также то, при помощи чего она передается.

Итак, информация — это собственно какое-либо знание, сообщение, передаваемое одним субъектом другому.

Носитель информацииэто тот субъект или материальный объект, который обладает информацией и от кого (чего) она передается.

Проводник информацииканал, при помощи которого передается сообщение.

Носители информации делятся на два различных класса — биосоциальные и вещественные. Первичными, или исходными, являются биосоциальные носители, а веществешше — производные от первых. Внутри каждого класса также есть качественное разделение на группы. Вещественные носители в большинстве своем являются производными, и потому они — скорее, промежуточное звено между биосоциальными носителями и проводниками информации, обладающие свойствами и носителей, и проводников, но в большей степени все-таки первых.

Рассмотрим сначала биосоциальные носители. В классе биосоциальных носителей с определенной долей условности можно выделить следующие три группы:

— простые биологические носители (молекулы ДНК, гены, растительная и животная клетки);

— живые организмы (птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие);

— человек и сообщества людей.

Первая группа носителей при благоприятных обстоятельствах передает заложенную в них информацию в обязательном порядке, полностью, с железной последовательностью, вне зависимости от каких-либо социальных, политических, религиозных и т. п. условий, при помощи естественных проводников, т. е. на бессознательном уровне и автоматически; интереса для рынка практически не представляет. Например, ДНК как носитель генетической информации точно воспроизводится при делении клеток, обеспечивая в ряду поколений клеток и организмов передачу определенных признаков и специфических форм обмена веществ, хочет того кто-то или нет. Это было доказано в 1953 г. американским биологом Дж. Уотсоном и англичанином Ф. Криком, создавшими структурную модель ДНК, объясняющую химические механизмы самовоспроизведения этих молекул (за что совместно с М. Уилкинсоном были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине). Другой пример: ген — единица наследственного материала — содержит в себе информацию о характерном для данного организма элементарном признаке и обеспечивает его воспроизведение, синтез определенного белка, автоматически контролирует его образование и тем самым управляет всеми химическими реакциями организма, что в конечном итоге дает устойчивость вида. Наконец, клетка — элементарная живая система — несет информацию о специфике данного организма и воспроизводит себе подобных. Последнее совсем недавно доказано шотландскими учеными и искусственным способом — путем клонирования клетки овцы (живая овца создана при помощи клонирования соответствующей клетки в лабораторных условиях).

Вторая группа биосоциальных носителей информации — живые организмы или просто животные. В отличие от первой группы они способны аккумулировать и передавать не только наследственную, природную, информацию (ту, что заложена в них изначально), но и приобретенную, так сказать, собственными силами, причем сообразно обстановке, избирательно и не всегда полностью, при помощи как чисто естественных проводников, так и комбинированных — некоего симбиоза естественных и сформировавшихся под воздействием определенных специфических, скажем, для данной местности обстоятельств. Например, домашняя кошка накапливает информацию о том, что можно делать в доме и чего нельзя, где можно точить когти, а где — ни в коем случае, и эту информацию она передает котятам.

Третья группа биосоциальных носителей информации — человек и сообщества людей. Если носители первой группы пассивно вбирают и передают одну и ту же информацию, носители второй способны к восприятию и передаче новой информации, причем избирательно, но также пассивно, то носители третьей группы вполне сознательно и активно стремятся обладать новой информацией, пользуются ею в соответствии с конкретными условиями (не только и не столько природными, сколько социальными, политическими, культурными и т. п.), для ее передачи применяют специально созданные проводники. Отдельный человек может быть носителем достаточно известной (или относительно доступной), малоизвестной и уникальной информации и в зависимости от этого быть менее или более ценным рыночным ресурсом.

Информация, носителем которой является человек, может не иметь вещественных форм, т. е. может не быть зафиксирована тем или иным образом и отделена от своего естественного носителя (в противном случае речь должна идти о втором классе — вещественных носителях), правда, лишь до какого-то момента. Со временем, по мере развития технических средств хранения, обработки и передачи данных большая часть информации, носителем которой первоначально мог выступать только человек, фиксируется на каких-то вещественных носителях — магнитных лентах, печатных текстах, видеокассетах и т. д., но всегда была и есть информация, не поддающаяся (объективно или сознательно) кодификации, например интуиция, основанная на житейском или профессиональном опыте. Такая информация неизбежно утрачивается со смертью носителя и воссоздается в другом человеке лишь в том случае, если этот другой проходит тот же жизненный путь, что и первый (а это случается весьма редко), затрачивая при этом новые усилия и время.

Норберт Винер в конце 40-х гг. утверждал, что «хранимая в уме информация... гораздо богаче и разнообразнее, чем информация., доступная непосредственному наблюдению» (Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. С. 228.), т. е. расположенная на каких-то вещественных носителях.

Заканчивая обзор биосоциальных носителей информации, отметим их общее свойство или принципиальное отличие от вещественных (неорганических) носителей. Основой жизнедеятельности организма — от простой клетки до человека — являются информационные процессы, благодаря которым организм имеет возможность реализовать свои цели. В начале 70-х гг. это убедительно доказал ленинградский ученый М. И. Сетров, который писал, что «информационные процессы есть особый способ обмена энергией между отдельными биологическими системами, подсистемами и средой», накапливать и разряжать которую в целях авто-регуляции и обмена веществ способны и объекты неживой природы, но только живые организмы могут «направленно и целесообразно» использовать эти свойства. Информация, хранимая биосоциальными носителями, в большинстве своем доступна для непосредственного восприятия человеком, т. е. не нуждается в специальных технических средствах ее раскрытия.

Для исследования особенностей информационного рынка наибольший интерес, конечно, представляет третья группа биосоциальных носителей информации: человек — активный субъект и один из наиболее дорогих объектов рыночных отношений. С развитием науки, в частности таких ее отраслей, как биология, генная инженерия, нейрохирургия и др., вторая и первая группы носителей информации постепенно втягиваются в рыночные отно­шения, но, разумеется, лишь в качестве пассивных объектов.

Вещественные носители информации создаются человеком, именно поэтому их называют вторичными или производнъми. В принципе любые вещи, продукты, товары, созданные в процессе человеческой деятельности, несут в себе определенную информацию. Но, согласно формулировке, что информация должна снижать неопределенность ситуации (или, иначе, словами Дж Стиглера, неопределенность есть степень неинформированности), ее носителем все-таки может быть не совсем любая вещь. Определим следующим образом, что такое вещественный носитель информации.

Носителем информации является вещь или предмет, на котором в закодированном тем или иным способом виде размещено сообщение, представляющее профессиональный, личный или иной интерес для субъекта.

Таких вещей или предметов в настоящее время всего четыре (основных): это бумага, аудио- и видеоленты, дискеты (электронные носители). Конечно, истории известны и другие носители информации, например кину — узелковое письмо древних инков или наскальная живопись, которые играли в свое время заметную роль в общественном развитии, однако практическая значимость их в последние несколько столетий по сравнению с вышеперечисленными предметами., особенно с бумагой, совершенно ничтожна.

Возраст вещественных носителей информации разбросан в диапазоне от нескольких лет до 18 веков: впервые бумагу из растительных волокон для записи информации начали использовать в Китае во II веке, бумагу из древесины стали производить лишь в XIX веке, а безбумажные носители — аудио-, видеоленты и дискеты появились во второй половине XX века.

Не будет преувеличением сказать, что главную роль в распространении знаний и, соответственно, в социально-экономическом прогрессе сыграла бумага — основной вещественный носитель научной, религиозной., профессиональной и иной информации в большинстве стран мира на протяжении всей их истории, а особенно с началом книгопечатания — середины XV века, когда темпы накопления и распространения знаний резко повысились.

Однако безбумажные носители, несмотря на сравнительно юный возраст, распространяются в настоящее время сравнительно более высокими темпами благодаря таким своим характеристикам, как относительно низкая материалоемкость, компактность, постоянно падающая цена (чего не скажешь, к примеру, о книгах), многовариантность форм подачи информации (зрительная, слуховая, комбинированная, игровая и т. п.).

Распространение вещественных носителей информации происходит на рынке тиражированной информации или просто на обычных товарных рынках.

Следует отметить одно важное преимущество бумаги перед другими вещественными носителями информации. Информацию, раз­мещенную на бумаге, человек способен воспринять непосредственно одним из своих органов чувств, в то время как для «прочтения» сообщений с других носителей необходимы специальные технические средства. Выход из строя последних означает утрату информации. Поэтому пока преждевременно говорить о том, что безбумажные носители информации в ближайшем будущем станут доминировать в деловой жизни. До тех пор, пока у человека будет возмож­ность заносить информацию на бумагу, он будет относительно независим от созданной им искусственной среды (в частности, в виде магнитофонов, компьютеров, электрических сетей, наконец).

Биосоциальные носители могут обмениваться информацией и распространять ее как непосредственно, так и при помощи различных естественных и специально созданных проводников. «Сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действительная передача информации» — писал Н. Винер. Вещественные носители, безбумажные в особенности, как правило, без проводников совершенно бесполезны. Можно сказать, что вещественные носители информации и проводники информации есть взаимодополняющие друг друга товары, как, например, аудиокассета и магнитофон, дискета и компьютер.

Проводники информации — это каналы, по которым субъект отправляет и получает необходимые сообщения. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные проводники условно можно разделить на две группы:

— созданные природой и используемые человеком для своих целей, в том числе — и для передачи сообщений (например, река, связывающая несколько населенных пунктов);

— также данные природой, но специально приспособленные человеком для передачи сообщений (классический пример — голубиная почта).

Особенности естественных проводников заключаются в следующем:

Роль естественных проводников информации в настоящее время в подавляющем большинстве стран фактически не просматривается, и в сферу рыночных отношений их вовлечь проблематично.

Искусственные проводники, разумеется, созданы человеком. Главная их отличительная особенность по сравнению с естественными заключается в предсказуемости «поведения»: человек полностью контролирует и регулирует их функционирование.

Искусственных проводников в настоящее время в основном семь: обычная почта, радио, телефон, телевидение, магнитофон, симбиоз TV и магнитофона — видеомагнитофон и компьютерные сети (электронная почта). Остальные (например, радиотелефон, факс и др.) являются либо разновидностями, либо своеобразными симбиозами вышеназванных.

Функцией искусственных провод­ников является не только доставка сообщения конкретному адресату, но и создание препятствий для несанкционированного доступа к передаваемой информации.

Требования, предъявляемые пользователями к проводникам информации, сводятся к трем основным моментам: заданная скорость доставки, обеспечение конфиденциальности, удобная форма подачи.

При помощи почты информация передается не непосредственно, а на вещественных носителях, чаще всего — бумажных, она требует определенных временных затрат, немедленной обратной связи нет.

Почта — это отрасль, специализирующаяся на «транспортировке знаний», по Ф. Махлупу (Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. С. 402.), причем, как правило, на вещественных носителях. Информация, передаваемая почтой, не искажается. Скорость доставки зависит главным образом от вида транспортного средства, уровня механизации процессов обработки корреспонденции, в небольшой степени — от погодных условий. При передаче информации почтой не исключена возможность ее утечки («перехвата», присвоения ее нежелательными лицами и т. п.). Форма подачи информации не может быть почтой изменена по желанию получателя.

Радио передает (но не сохраняет) только звуковую информацию, не требует продолжительного времени, обратная связь возможна лишь при наличии у принимающего информацию передатчика, а не только приемника. Искажения информации, передаваемой посредством радио, вполне возможны, зачастую — неизбежны. Обеспечение конфиденциальности сообщений достигается при помощи использования специальных шифров и шумов. Выбор форм подачи информации является ограниченным и не всегда удобен для неспециалистов.

Телефон передает информацию сразу, последовательно преобразуя ее в двух, как правило, направлениях, но лишь звуковую (как и радио), обеспечивая тем самым двустороннюю связь. Телефонная сеть общего пользования имеет слабую защиту от несанкционированного доступа. После передачи информация не сохраняется.

При помощи телевидения, также с последовательным преобразованием, можно оперативно и одновременно передавать как звуковую, так и визуальную информацию, но, как правило, в одном направлении. Здесь информация способна сохраняться и при необходимости воспроизводиться. Телевизионная информация предназначена для широкой аудитории и потому, как правило, не нуждается в особой защите.

Магнитофон и видеомагнитофон способны передавать звуковую и визуальную информацию только при помощи вещественных носителей — аудио- и видеокассет, обратной связи не обеспечивают, зато дают возможность многократного повторения всей зафиксированной информации или любой ее части. Защита информации, размещенной на кассетах, не отличается от защиты обычного имущества.

Компьютерные сети (или электронная почта) позволяют немедленно передавать визуальную и звуковую информацию одновременно во многих направлениях независимо от времени и расстояния, хранить ее и воспроизводить. Возможность искажения информации в процессе ее Передачи по компьютерным сетям существует, но она значительно ниже, чем по радио или телефону. Проблема надежной защиты информации, передаваемой по электронным сетям, является в настоящее время одной из самых важных в мире.

Все перечисленные проводники, кроме почты, в большей или меньшей степени искажают информацию, что зависит от двух вза­имосвязанных факторов. Первый: для передачи информации осу­ществляется сначала кодирование, а затем декодирование сооб­щения тем или иным способом, т. е. его трансформация, что дела­ет искажение неизбежным. Второй: применяемые с этой целью технологии не могут быть безупречны во всех отношениях, т. к, они обеспечивают одновременно и точность передачи, и ее кон­фиденциальность, исключение утечки информации, хотя методы ее сохранения и защиты постоянно совершенствуются. При этом часть проблем коммуникации разрешается, но возникают новые.

Объектом купли-продажи на рынке информации является не только собственно информация, но также и носители, и проводники информации, первичным же, конечно, выступает информация. Соответственно подчеркнем: необходимо различать рынок первичной информации и рынок тиражированной информации. Поведение покупателей и продавцов на рынке первичной информации совершенно иное, нежели на рынке тиражированной. Наибольший интерес представляет рынок первичной информации, поскольку именно он является определяющим в ИЭ.