1. Этапы развития мирового рынка информации
Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Он претерпел качественные изменения с появлением вычислительной техники и ее использованием в этой области в середине 1960-х гг. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, общественные организации, библиотеки.
Пользователям-специалистам предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание проводилось, как правило, на некоммерческой основе.
Первые автоматизированные информационные системы получили название "информационно-поисковые системы" (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых электронно-вычислительных машин (ЭВМ) — малом объеме памяти, возможностью только последовательного просмотра записей на магнитных лентах в ИПС, хранились вторичные документы - поисковые образцы документов, которые составлены на основе специального поискового языка. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. Запрос, поступающий в систему, формулировался на том же поисковом языке. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.
При внедрении ИПС автоматизировалась лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли положительную роль как базы дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.
Следующий шаг по пути использования ЭВМ для поиска и обработки информации, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники - ростом объемов памяти и быстродействия, ознаменованных появлением фактографических информационных систем. Эти системы содержат уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).
Пользователь мог получить ответ на вопрос из таких систем, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных, в которых могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.
Фактографические системы позволили проводить обработку информации по указанию пользователя.
С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке (рис. 7).
Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают информацией органы государственной власти для принятия решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.
Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:
центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;
центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, предоставленных центрами-генераторами на коммерческой основе;
информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.
По данным , приведенным в работах Хорошилова А.В. и Селеткова С.Н. на конец 2000 г. в мире функции центров-генераторов выполняли 3520 компаний, а центров-поставщиков — 4220 компаний.
Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычислительной техники привело к появлению принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания.
Прежде всего это относится к появлению возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных — режиму онлайн.
Необходимо отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания являлся резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Это обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в данную сферу и привело к созданию свыше 7500 крупных информационных корпораций.
Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к использованию компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с применением этих источников.
В мире наблюдаются тенденции роста числа баз и их объема за последнее двадцатилетие: с 1975 по 2005 г.г. число баз выросло более чем в 64 раза. Суммарный объем профессиональных баз за этот же период вырос в 300 раз.
Рис.7. Структура мирового рынка электронной информации
Содержание баз отражает потребности пользователей. Если первоначально потребитель запрашивал в основном научно-техническую информацию, то в настоящее время интерес потребителя направлен на информацию, используемую в бизнесе, торговле и промышленности. Большой интерес проявляется также к патентной и правовой информации. Ниже приведено распределение баз данных по содержанию.
Тематика баз данных Содержание, %
Бизнес 33
Потребительская информация 10
Медицина и биология 9
Гуманитарные дисциплины 4
Правовая информация 12
Политематическая информация 3
Новости 4
Общественные науки 6
Научно-техническая информация 19
Следует отметить, что классификация баз данных по тематике, приведенная выше, представляется условной. Так, предпринимателя может интересовать информация не только по разделу бизнеса, но и правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация.
По форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на формализованную информацию и текстовую. Отношение объема формализованной информации к общему объему текстовых баз неуклонно снижается.
Доля американских баз в объеме мировых баз составляет 70%, опережая Западную Европу более чем в 2 раза.
Одним из самых авторитетных справочников о периодических изданиях в мире является Ulrich's Periodicals Directory. На рынке информации фирма Bowker, ведущая этот справочник, предоставляет услуги, начиная с 1932 г.
По данным этой фирмы, в настоящее время в мире выходит более 200 тыс. периодических изданий по различным тематическим направлениям, в том числе более 140 тыс. изданий без ограничения по направленности. В Интернете представлено свыше 22 тыс. периодических изданий.
В области экономики и бизнеса в мире в настоящее время издается свыше 27 тыс. сериальных изданий, из них свыше 16 тыс. журналов, в том числе свыше 2 тыс. журналов представлены в полном объеме в Интернете.
Основным источником своевременно получаемой и достоверной информации в мире являются профессиональные базы, предоставляющие услуги на коммерческой основе.
Ведущие поставщики информационных услуг на этом рынке в составе своей информации имеют электронные версии периодических изданий. Так, Dialog DataStar имеет полные тексты 10 тыс. периодических изданий, LexisNexis - 900 периодическихизданий, Factiva — 8 тыс. периодических изданий.
Отбор периодических изданий проводится очень тщательно и определяется спросом на информационные услуги.
Во-первых, нужно учитывать закономерности рассеяния информации по периодическим изданиям. Известно, что это рассеяние подчиняется закону Ципфа. Если упорядочить издания в порядке убывания информативности, то в малом количестве наиболее информативных изданий будет сосредоточена основная часть статей по необходимой проблеме.
Во-вторых, нужно учитывать выявленную в процессе исследования рассеяния информации закономерность — половина новейших идей, технологий и другой важной информации будет содержаться не в том разделе классификатора, где пользователь искал бы эту информацию, а в смежных разделах.
Следует помнить, что многие из агентств—поставщиков информации работают по принципу информационного универсама, и по этой причине наименования периодических изданий у разных поставщиков будут повторяться.
В схеме распространения ресурсов знаний, содержащихся в периодических изданиях на коммерческой основе, с авторами заключаются договоры о продаже информации, являющейся их интеллектуальной собственностью, через электронные сети.
- 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»
- Пояснительная записка
- 1. Место дисциплины в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
- 2. Образовательные цели и задачи обучения
- 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 4. Роль дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста
- 5. Организационно-методические указания к преподаванию курса
- 6. Контроль качества освоения материала дисциплины
- 7. Тематический план курса
- 1.7.1. Тематический план учебной дисциплины
- 1.7.2. Тематический план учебной дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 8. Содержание дисциплины
- 8.1. Содержание лекционного курса
- Лекция №5. Мировые информационные ресурсы (2 часа)
- Характеристика Интернет. Принципы работы поисковых систем. Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях.
- Модуль 4. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры
- 8.2. Содержание практикума
- 8.2.1. Тематика семинарских занятий (18 часов)
- 8.2.2. Тематика лабораторных работ (18 часов)
- 8.3. Лекционный курс
- Тема 2. Рынок информации: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
- 1. Первичная и тиражированная информация
- 2. Носители и проводники информации
- 3. Механизм функционирования рынка первичной информации
- 1. Государственные информационные ресурсы
- 2. Представление информации в государственные информационные ресурсы
- 3. Категории доступа к информации
- 4. Ограничения на содержимое средств массовой информации
- 5. Авторское право
- Тема 4. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме
- 2. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия
- 3. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению
- 4. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению
- Выводы по модулю 1
- Тема 5. Мировые информационные ресурсы
- 1. Классификация мировых информационных ресурсов
- 2. Структура информационного рынка
- 3 Основные источники информационных ресурсов
- Источники юридической информации
- Информация для специалистов
- Массовая, потребительская информация
- 1. Этапы развития мирового рынка информации
- 2. Профессиональные базы данных Информационная корпорация 'Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационная корпорация Dialog ("Диалог")
- Информационное агентство Data-Star
- Информационная корпорация QuestelOrbit
- База данных QuestelOrbit
- Информационное агентство LexisNexis
- 3. Деловые ресурсы Интернета
- 4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах
- Тема 7. Состояние российского рынка информации. Справочная правовая информация
- 1. Государственные системы справочной правовой информации
- 2. Коммерческие системы справочной правовой информации
- Тема 8. Состояние российского рынка информации. Биржевая и финансовая информация
- 1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках
- Агентство Рейтер
- Агентство Телерейт
- Агентство Тенфор
- Агентство "Блумберг"
- 2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг
- Акционерное общество ак&м
- Информационное агентство "Финмаркет"
- Компания Парк.Ру
- Агентство экономической информации "прайм-тасс"
- Общество с ограниченной ответственностью мфд "ИнфоЦентр"
- Агентство "Интериндекс»"
- Агентство Интерфакс
- Отраслевая информация
- Аналитическая информация (профили компаний, обзоры рынков, индексы, рейтинги)
- Тема 9. Состояние российского рынка информации. Коммерческая информация
- 1. Понятие коммерческой информации.
- Агентство деловой информации (ади) Бизнес-Карта
- Агентство "асу-Импульс"
- "ИнформСистема"
- Инфогруппа Компас
- Институт промышленного развития (Информэлектро) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
- Информационное агентство "Норма"
- Информационно-консультативный центр"Мосвнешинформ"
- Информационное агентство Вдохновение
- Агентство социум инфополис
- Тема 10. Информационные образовательные ресурсы
- 1. Виды информационных образовательных ресурсов
- 2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании
- 3. Использование цифровых информационных ресурсов в учебном процессе
- Информационная грамотность
- Обучение на базе мировых информационных ресурсов
- Тема 11. Зарубежный и российский рынки знаний
- 1. Зарубежный рынок знаний
- 2. Российский рынок знаний
- 2.1. Библиотечная сеть
- 2. Электронные библиотеки
- Система научно-технической информации
- Система патентной информации
- Тема 12-13. Международные и российские статистические ресурсы
- 1. Система международной статистики
- 2. Национальные системы статистики
- 4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- Тема 14. Технология доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний
- 1. Какие информационные ресурсы выбрать?
- 2. Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения?
- Выбор информационных ресурсов
- Поиск информации в профессиональных базах
- Тема 15. Структура представления информации в мировых информационных сетях
- Принципы работы поисковых систем
- Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях
- Тема 16. Технология доступа к деловым ресурсам Интернета
- 1. Поисковые машины
- Глубина индексирования веб-сайтов
- 2. Каталоги в Интернете
- 3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках
- 4. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности
- 1. Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы
- Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы
- Тема 18. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 1. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов
- 2. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 9. Учебно-методическое обеспечение курса
- 5. Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум/кол.Авторов; под общ.Ред. П.В.Акинина.- м.:кнорус, 2008.-356 с.
- 11. Холмогоров в. Поиск в Интернете и сервисы Яндекс.- сПб.:Питер, 2006.-123 с.
- 10. Материально-техническое, информационное и программное обеспечение курса
- 11. Вопросы для итогового контроля и самоанализа
- 12. Глоссарий
- 13. Тест для контроля и самоконтроля по темам курса
- 56. Кто является наиболее крупным поставщиком баз данных и справочников по производителям товаров и услуг в России?
- 58. Какая из российских фирм на регулярной основе обеспечивает потребителей информацией о зарубежных фирмах?
- 61. К какому источнику следует обратиться за метаинформацией о базах данных, представленных на мировом рынке информационных услуг?
- 62. Какие организации не являются источником официальной статистической информации?
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Мировые информационные ресурсы» Учебно-методический комплекс