logo
мир_умк_самый последний

1. Этапы развития мирового рынка информации

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Он претерпел качественные изменения с появлением вычислительной техники и ее использованием в этой области в середине 1960-х гг. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, общественные организации, библиотеки.

Пользователям-специалистам предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Обслуживание проводилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы получили название "информационно-поисковые системы" (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых электронно-вычислительных машин (ЭВМ) — малом объеме памяти, возможностью только последовательного просмотра записей на магнитных лентах в ИПС, хранились вторичные документы - поисковые образцы документов, которые составлены на основе специального поискового языка. Первичные документы хранились по-прежнему в библиотеках и архивах. Запрос, поступающий в систему, формулировался на том же поисковом языке. В результате поиска во вторичных документах выдавался адрес хранения первичного документа, т.е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распространения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действующими запросами и оповещение пользователя о найденных документах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

При внедрении ИПС автоматизировалась лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в качестве обслуживания пользователя не произошло, информационно-поисковые системы сыграли положительную роль как базы дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.

Следующий шаг по пути использования ЭВМ для поиска и обработки информации, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники - ростом объемов памяти и быстродействия, ознаменованных появлением фактографических информационных систем. Эти системы содержат уже формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

Пользователь мог получить ответ на вопрос из таких систем, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических системах организовывалась в виде баз данных, в которых могли храниться также библиографические описания документов и рефератов.

Фактографические системы позволили проводить обработку информации по указанию пользователя.

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке (рис. 7).

Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают информацией органы государственной власти для принятия решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т.д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

По данным , приведенным в работах Хорошилова А.В. и Селеткова С.Н. на конец 2000 г. в мире функции центров-генераторов выполняли 3520 компаний, а центров-поставщиков — 4220 компаний.

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство наряду с ростом возможностей вычислительной техники привело к появлению принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания.

Прежде всего это относится к появлению возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных — режиму онлайн.

Необходимо отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания являлся резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Это обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в данную сферу и привело к созданию свыше 7500 крупных информационных корпораций.

Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к использованию компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с применением этих источников.

В мире наблюдаются тенденции роста числа баз и их объема за последнее двадцатилетие: с 1975 по 2005 г.г. число баз выросло более чем в 64 раза. Суммарный объем профессиональных баз за этот же период вырос в 300 раз.

Рис.7. Структура мирового рынка электронной информации

Содержание баз отражает потребности пользователей. Если первоначально потребитель запрашивал в основном научно-техническую информацию, то в настоящее время интерес потребителя направлен на информацию, используемую в бизнесе, торговле и промышленности. Большой интерес проявляется также к патентной и правовой информации. Ниже приведено распределение баз данных по содержанию.

Тематика баз данных Содержание, %

Бизнес 33

Потребительская информация 10

Медицина и биология 9

Гуманитарные дисциплины 4

Правовая информация 12

Политематическая информация 3

Новости 4

Общественные науки 6

Научно-техническая информация 19

Следует отметить, что классификация баз данных по тематике, приведенная выше, представляется условной. Так, предпринимателя может интересовать информация не только по разделу бизнеса, но и правовая информация, деловые новости, научно-техническая информация, потребительская информация.

По форме информационные ресурсы, содержащиеся в базах данных, могут быть разделены на формализованную информацию и текстовую. Отношение объема формализованной информации к общему объему текстовых баз неуклонно снижается.

Доля американских баз в объеме мировых баз составляет 70%, опережая Западную Европу более чем в 2 раза.

Одним из самых авторитетных справочников о периодических изданиях в мире является Ulrich's Periodicals Directory. На рынке информации фирма Bowker, ведущая этот справочник, предоставляет услуги, начиная с 1932 г.

По данным этой фирмы, в настоящее время в мире выходит более 200 тыс. периодических изданий по различным тематическим направлениям, в том числе более 140 тыс. изданий без ограничения по направленности. В Интернете представлено свыше 22 тыс. периодических изданий.

В области экономики и бизнеса в мире в настоящее время издается свыше 27 тыс. сериальных изданий, из них свыше 16 тыс. журналов, в том числе свыше 2 тыс. журналов представлены в полном объеме в Интернете.

Основным источником своевременно получаемой и достоверной информации в мире являются профессиональные базы, предоставляющие услуги на коммерческой основе.

Ведущие поставщики информационных услуг на этом рынке в составе своей информации имеют электронные версии периодических изданий. Так, Dialog DataStar имеет полные тексты 10 тыс. периодических изданий, LexisNexis - 900 периодическихизданий, Factiva — 8 тыс. периодических изданий.

Отбор периодических изданий проводится очень тщательно и определяется спросом на информационные услуги.

Во-первых, нужно учитывать закономерности рассеяния информации по периодическим изданиям. Известно, что это рассеяние подчиняется закону Ципфа. Если упорядочить издания в порядке убывания информативности, то в малом количестве наиболее информативных изданий будет сосредоточена основная часть статей по необходимой проблеме.

Во-вторых, нужно учитывать выявленную в процессе исследования рассеяния информации закономерность — половина новейших идей, технологий и другой важной информации будет содержаться не в том разделе классификатора, где пользователь искал бы эту информацию, а в смежных разделах.

Следует помнить, что многие из агентств—поставщиков информации работают по принципу информационного универсама, и по этой причине наименования периодических изданий у разных поставщиков будут повторяться.

В схеме распространения ресурсов знаний, содержащихся в периодических изданиях на коммерческой основе, с авторами заключаются договоры о продаже информации, являющейся их интеллектуальной собственностью, через электронные сети.