12. Глоссарий
C
Crawler (путешествующий, ползающий паук) – компонент поисковой системы, программа, автоматически переходящая к ресурсам по всем ссылкам, найденным на исследуемой странице.
Cистема выдачи результатов (Search engine results engine) – компонент поисковой системы, извлекающий результаты поиска из базы данных.
D
Database (база данных) - хранилище скачанных и обработанных страниц.
Dialog - информационная корпорация, основанная в 1972 году. Объем ее баз данных – 12 терабайт. Тематика – бизнес, правительственные и законодательные акты, наука, социальная сфера, новости и текущие события.
Dun and Bradstreet - информационная корпорация, созданная 150 лет назад. Оно предоставляет пользователям информацию о финансовом состоянии и кредитоспособности компаний; справочники-рейтинги долговых обязательств; международные программы подготовки специалистов в области финансов, маркетинга, информационного обеспечения бизнес-справки, кредитно-аналитические справки, платежно-аналитические справки и др.
E
Elsevier (Эльзевир) — электронная библиотека научной информации. Собрание 24,6% всех опубликованных научных статей в мире на английском языке.
I
Indexer (индексатор) – компонент поисковой системы, «слепая» программа, которая анализирует веб-страницы, скачанные программами-пауками.
L
LEXIS - NEXIS – крупнейшая в мире полнотекстовая онлайновая информационная система. Создана для удовлетворения спроса на юридическую информацию. В настоящее время агрегирует базы данных различных направлений.
M
MDConsult – источник электронной информации, объединяющий онлайновые услуги по медицинской информации для практикующих врачей, специалистов по здравоохранению и студентов-медиков.
Q
Questel - Orbit – информационная корпорация, агрегирующая более 267 баз данных на различную тематику. Интересна экономистам. (Экономическая и деловая информация, торговые марки, патенты по отдельным отраслям, странам).
S
ScienceDirect - источник научной электронной информации, предлагающий доступ к полным текстам 1800 журналов, к ресурсам Эльзевир. Возможен доступ к ретроспективной информации (старейший журнал датирован 1823 годом).
Scirus - сетевая поисковая система, разработанная специально для ученых. Позволяет быстро и легко находить нужные для исследования сведения, включая экспертную оценку статей, патентную информацию, домашние страницы авторов и веб-сайты университетов, избегая «информационного шума», неизбежного при использовании обычных поисковых систем.
Search engine, results engine (система выдачи результатов) – компонент поисковой системы, извлекающий результаты поиска из базы данных.
Spider (паук) – компонент поисковой системы, браузероподобная программа, которая скачивает веб-страницы.
А
Архивный фонд РФ (АФ РФ) – система архивов, находящихся в ведении Федеральной архивной службы (Росархив). Объем фондов — 460 млн. единиц хранения. Архивы предназначены для хранения государственных и муниципальных архивов, государственных музеев и библиотек, учреждений системы РАН. Архивные документы временно могут храниться министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями и предприятиями, отнесенными к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.
Б
База данных (database) - хранилище скачанных и обработанных страниц.
Библиотечная сеть РФ - система государственных библиотек, включающая публичные библиотеки федерального, регионального и муниципального уровня; научно-технические библиотеки и справочно-информационные фонды, входящие в российскую государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ); информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН); библиотечную систему высших учебных заведений; сеть муниципальных библиотек; сеть сельскохозяйственных библиотек; другие системы и сети.
Г
Гипертекст – система связанных документов на серверах WWW, содержащих ссылки на другие, связанные по смыслу документы.
Госкомстат – государственное учреждение, отвечающее за сбор и выпуск статистической информации, отчеты, анализ, прогнозы в различных областях..Выпускает периодические издания
Государственные информационные ресурсы - ресурсы, формируемые за счет государственного бюджета и др. законными способами
Д
Деловая информации - биржевая и финансовая информация, (например, о курсах валют, котировках ценных бумаг, учетных ставках, рынках и пр); экономическая и статистическая информация; коммерческая информация (о предприятиях, фирмах и их продукции, руководителях).
Документ – по законодательству РФ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Документ обязательно содержит реквизиты, позволяющие однозначно идентифицировать, содержащуюся в нем информацию
И
Индексатор (I ndexer) – компонент поисковой системы, «слепая» программа, которая анализирует веб-страницы, скачанные программами-пауками.
Интернет – объединение множества глобальных сетей в соответствии с соглашением о стандартах их взаимодействия.
Информатизация – в РФ – комплекс мер, направленных на обеспечение оперативного доступа к информационным ресурсам.
Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов .
Информационная экономика (Information economy; Knowledge economy) – экономика, основанная на знаниях, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятого населения.
Информационные ресурсы – в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. (www.glossary.ru)
Информационные ресурсы – по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.
Информационный продукт (Information production; Information product) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.
Информационный шум - семантический показатель качества поиска, рассчитывающийся как процентное отношение количества нерелевантных выданных системой документов к общему количеству выданных документов.
Рис. 12. Формула расчета полноты выдачи информации ,где:
a – множество релевантных и выданных системой документов;
б – множество нерелевантных но выданных системой документов;
в – множество релевантных, но не выданных системой документов.
Информация (informatio лат.), – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, уменьшающие степень неопределенности, неполноту знаний.
Информография – наука, изучающая топологию распределения, особенности и доступность информационных ресурсов в мировом сообществе и в отдельных странах.
Информрегистр - государственный орган, учрежденный для регистрации баз данных.
Н
Научно-техническая информация - справочная информация и данные различных областей науки (физики, техники, медицины, педагогики, информатики и др.), а также профессиональная информация и т. д.
Негосударственные информационные ресурсы - ресурсы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, созданные их за счет, приобретенные на законных основаниях, полученные в дар или в наследство.
О
Обязательные экземпляры — экземпляры различных видов тиражированных документов, подлежащие передаче производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и в количестве, установленных Федеральным законом.
П
Параметры информации – характеристики, с помощью которых оцениваются информационные ресурсы, например: содержание, охват источников, время получения, источники, качество, соответствие потребностям, способ фиксации, язык; стоимость.
Паук (S pider) – компонент поисковой системы, браузероподобная программа, которая скачивает веб-страницы.
Пертинентность - субъективно оцениваемое соответствие содержания документов информационным интересам потребителя.
Поисковые системы - совокупность программ, предназначенных для организации поиска информации в массивах документов.
Полнота выдачи информации - семантический показатель качества поиска, рассчитывающийся как процентное отношение количества релевантных и выданных системой документов к общему количеству релевантных выданных и не выданных системой документов (см. рис).
Рис. 13. Формула расчета полноты выдачи информации, где:
a – множество релевантных и выданных системой документов;
б – множество нерелевантных но выданных системой документов;
в – множество релевантных, но не выданных системой документов.
Поставщики информации - коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица, обычно именуемые информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Потери информации - семантический показатель качества поиска, рассчитывающийся как процентное отношение количества не выданных системой релевантных документов к общему количеству релевантных выданных и не выданных системой документов.
Рис.14. Формула расчета потерь информации где:
a – множество релевантных и выданных системой документов;
б – множество нерелевантных но выданных системой документов;
в – множество релевантных, но не выданных системой документов.
Правовые основы работы с информацией – комплекс мер, определяющихся государственными законодательными актами, законами, положениями.
Р
Релевантность – объективно существующее смысловое соответствие между содержанием документа и запроса. Оценка устанавливается экспертным путем.
Рынок программного обеспечения - все виды программной продукции: коммерческие программные продукты; программы с открытым кодом.
Рынок систем сетевых коммуникаций - различные виды сетевых коммуникационных услуг: системы электронной почты; телеконференции; электронные сетевые доски объявлений (BBS); системы, объединяющие пользователей компьютеров .
Т
Точность выдачи информации - семантический показатель качества поиска, рассчитывающийся как процентное отношение количества релевантных выданных системой документов к общему количеству выданных документов релевантных и нерелевантных.
Рис.15. Формула расчета полноты выдачи информации
где:
a – множество релевантных и выданных системой документов;
б – множество нерелевантных но выданных системой документов;
в – множество релевантных, но не выданных системой документов.
Э
Эльзевир (Elsevier) — электронная библиотека научной информации. Собрание 24,6% всех опубликованных научных статей в мире на английском языке.
Ю
Юридическая информация – тексты законов, постановлений; нормативы и другая информация о правах, имеющие международное значение, государственное и местное.
- 080801.65 «Прикладная информатика в экономике»
- Пояснительная записка
- 1. Место дисциплины в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
- 2. Образовательные цели и задачи обучения
- 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 4. Роль дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста
- 5. Организационно-методические указания к преподаванию курса
- 6. Контроль качества освоения материала дисциплины
- 7. Тематический план курса
- 1.7.1. Тематический план учебной дисциплины
- 1.7.2. Тематический план учебной дисциплины для студентов заочной формы обучения
- 8. Содержание дисциплины
- 8.1. Содержание лекционного курса
- Лекция №5. Мировые информационные ресурсы (2 часа)
- Характеристика Интернет. Принципы работы поисковых систем. Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях.
- Модуль 4. Технология и практика взаимодействия индивидуального и коллективного пользователя с мировыми ресурсами через специализированные сетевые структуры
- 8.2. Содержание практикума
- 8.2.1. Тематика семинарских занятий (18 часов)
- 8.2.2. Тематика лабораторных работ (18 часов)
- 8.3. Лекционный курс
- Тема 2. Рынок информации: особенности спроса, предложения, рыночного равновесия
- 1. Первичная и тиражированная информация
- 2. Носители и проводники информации
- 3. Механизм функционирования рынка первичной информации
- 1. Государственные информационные ресурсы
- 2. Представление информации в государственные информационные ресурсы
- 3. Категории доступа к информации
- 4. Ограничения на содержимое средств массовой информации
- 5. Авторское право
- Тема 4. Управление информационными ресурсами на предприятии, фирме
- 2. Информационные потребности при планировании деятельности предприятия
- 3. Бизнес-план и выявление требований к информационному обеспечению
- 4. Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению
- Выводы по модулю 1
- Тема 5. Мировые информационные ресурсы
- 1. Классификация мировых информационных ресурсов
- 2. Структура информационного рынка
- 3 Основные источники информационных ресурсов
- Источники юридической информации
- Информация для специалистов
- Массовая, потребительская информация
- 1. Этапы развития мирового рынка информации
- 2. Профессиональные базы данных Информационная корпорация 'Dun and Bradstreet (d and в) Corp. ("Дан энд Брэдстрит")
- Информационная корпорация Dialog ("Диалог")
- Информационное агентство Data-Star
- Информационная корпорация QuestelOrbit
- База данных QuestelOrbit
- Информационное агентство LexisNexis
- 3. Деловые ресурсы Интернета
- 4. Виды информации в Интернете и профессиональных базах
- Тема 7. Состояние российского рынка информации. Справочная правовая информация
- 1. Государственные системы справочной правовой информации
- 2. Коммерческие системы справочной правовой информации
- Тема 8. Состояние российского рынка информации. Биржевая и финансовая информация
- 1. Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на биржевом и финансовом рынках
- Агентство Рейтер
- Агентство Телерейт
- Агентство Тенфор
- Агентство "Блумберг"
- 2. Российские информационные агентства и службы в сфере биржевой и финансовой информации Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг
- Акционерное общество ак&м
- Информационное агентство "Финмаркет"
- Компания Парк.Ру
- Агентство экономической информации "прайм-тасс"
- Общество с ограниченной ответственностью мфд "ИнфоЦентр"
- Агентство "Интериндекс»"
- Агентство Интерфакс
- Отраслевая информация
- Аналитическая информация (профили компаний, обзоры рынков, индексы, рейтинги)
- Тема 9. Состояние российского рынка информации. Коммерческая информация
- 1. Понятие коммерческой информации.
- Агентство деловой информации (ади) Бизнес-Карта
- Агентство "асу-Импульс"
- "ИнформСистема"
- Инфогруппа Компас
- Институт промышленного развития (Информэлектро) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
- Информационное агентство "Норма"
- Информационно-консультативный центр"Мосвнешинформ"
- Информационное агентство Вдохновение
- Агентство социум инфополис
- Тема 10. Информационные образовательные ресурсы
- 1. Виды информационных образовательных ресурсов
- 2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании
- 3. Использование цифровых информационных ресурсов в учебном процессе
- Информационная грамотность
- Обучение на базе мировых информационных ресурсов
- Тема 11. Зарубежный и российский рынки знаний
- 1. Зарубежный рынок знаний
- 2. Российский рынок знаний
- 2.1. Библиотечная сеть
- 2. Электронные библиотеки
- Система научно-технической информации
- Система патентной информации
- Тема 12-13. Международные и российские статистические ресурсы
- 1. Система международной статистики
- 2. Национальные системы статистики
- 4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
- Тема 14. Технология доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний
- 1. Какие информационные ресурсы выбрать?
- 2. Как извлечь из информационных ресурсов необходимые сведения?
- Выбор информационных ресурсов
- Поиск информации в профессиональных базах
- Тема 15. Структура представления информации в мировых информационных сетях
- Принципы работы поисковых систем
- Правила поиска информационных ресурсов в мировых информационных сетях
- Тема 16. Технология доступа к деловым ресурсам Интернета
- 1. Поисковые машины
- Глубина индексирования веб-сайтов
- 2. Каталоги в Интернете
- 3. Технология доступа к информации в электронных библиотеках
- 4. Сравнительные характеристики эффективности поиска в различных системах и оценка достоверности
- 1. Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, агрегирующими информационные ресурсы
- Технология взаимодействия со специализированными сетевыми структурами, производящими информационные ресурсы
- Тема 18. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 1. Комплексная оценка эффективности использования мировых ресурсов
- 2. Перспективы развития мирового рынка информации и знаний
- 9. Учебно-методическое обеспечение курса
- 5. Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум/кол.Авторов; под общ.Ред. П.В.Акинина.- м.:кнорус, 2008.-356 с.
- 11. Холмогоров в. Поиск в Интернете и сервисы Яндекс.- сПб.:Питер, 2006.-123 с.
- 10. Материально-техническое, информационное и программное обеспечение курса
- 11. Вопросы для итогового контроля и самоанализа
- 12. Глоссарий
- 13. Тест для контроля и самоконтроля по темам курса
- 56. Кто является наиболее крупным поставщиком баз данных и справочников по производителям товаров и услуг в России?
- 58. Какая из российских фирм на регулярной основе обеспечивает потребителей информацией о зарубежных фирмах?
- 61. К какому источнику следует обратиться за метаинформацией о базах данных, представленных на мировом рынке информационных услуг?
- 62. Какие организации не являются источником официальной статистической информации?
- Автор-составитель:Елисеева е.В. «Мировые информационные ресурсы» Учебно-методический комплекс