logo search
Kniga_Osnovy_informatiki_i_informatsionnyh_tehn

19.1. Возможности мобильного бизнеса

Развитие мобильного бизнеса подразумевает реализацию следующих требований:

 обслуживание в любом месте (в офисе, дома, в дороге);

 использование любых сетей (проводных или беспроводных);

 использование любых устройств (телефоны, PDA, ПК и т.п.).

Указанные возможности становятся доступными в любой области (бизнес, досуг, образование). Вместе с тем следует иметь в виду, что мобильный бизнес подразумевает не просто предоставление традиционных услуг электронного бизнеса через различные переносные устройства, но и реализацию принципиально новых сервисов (например, всевозможные уведомления и предупреждения, выдаваемые в зависимости от местонахождения клиента).

На рис. 3.28 приведены примеры некоторых возможностей приложений мобильного бизнеса.

Мобильный бизнес – это новый этап логического развития электронного бизнеса. Следовательно, для успешного применения новых технологий нужно учитывать опыт (в том числе и неудачный) реализации проектов электронной коммерции:

 Internet – это технология, помогающая более эффективно организовывать бизнес-процессы предприятия.

 Конкурентные преимущества обеспечивает не сам Internet, а успешная бизнес-стратегия предприятия, что, в частности, означает, что нельзя фокусироваться не на отдельно взятом процессе, необходима реорганизация всей деятельности предприятия на основе новых технологий.

 Решающее значение имеет предоставление именно тех Internet -услуг, которые приносят реальные преимущества (прибыль).

 Электронная коммерция невозможна без автоматизированных надлежащим образом и интегрированных бизнес-процессов, т.е. больший объем операций происходит за рамками видимой Web-страницы.

 Internet следует применять там, где это имеет смысл.

Главная мотивация компаний в области продвижения мобильных приложений – это стремление сохранять конкурентоспособность в течение длительного времени и создавать источники новых доходов.

Вот два примера, демонстрирующих разные варианты эффекта от новой технологии. Первый – появление мобильных приложений само по себе вряд ли увеличит количество клиентов банка. Но банки, которые не будут иметь таких приложений, могут потерять своих клиентов завтра. Второй пример – открывающиеся новые возможности в области бизнеса могут приносить дополнительные доходы (это легко показать на примере услуг для путешествующих). Туристы будут готовы платить за услуги, которые постоянно «сопровождают» их во время поездки и оказывают помощь в соответствии с текущим местонахождением.

Среди наиболее важных достоинств мобильного бизнеса можно отметить следующие его характеристики:

Повсеместность. Это самое очевидное преимущество мобильного устройства, позволяющего в режиме реального времени получать информацию и оставаться на связи независимо от местонахождения.

Достижимость. Она важна для многих людей, которые желают постоянно оставаться «на связи».

Доступность. Доступ к личным и деловым ресурсам обеспечивается любым устройством через любую сеть – кабельную или беспроводную.

Безопасность. Обеспечение безопасности мобильных транзакций еще находится на стадии становления. Но более полное использование возможностей SIM-карты в будущем повысит уровень безопасности по сравнению с тем, что имеется в сегодняшних Internet-приложениях.

Удобство. В мобильных устройствах хранятся личные данные, они всегда под рукой, а использовать их становится все легче.

Локализация услуг и приложений. Этот фактор также существенно повышает ценность мобильных устройств.

Мгновенное подключение к Интернету с мобильного телефона постепенно становится реальностью.

Персонализация. Индивидуальные услуги доступны уже сегодня, хотя и в очень ограниченной степени.

Следующие факторы определяют возможности развития мобильного бизнеса:

Коммерческие факторы. Бизнес нуждается в новых типах мобильных приложений, которые позволят уменьшить издержки в цепочке поставок товаров и услуг и одновременно удовлетворят потребность клиентов в обслуживании «везде и всегда».

Технические факторы. Развитие технологий и падение цен на мобильные устройства делают новые типы приложений экономически осуществимыми. Например, технологии, обеспечивающие точное определение местоположения абонента, откроют путь к внедрению новых типов приложений (например, порталов поддержки торговли, находящих альтернативных поставщиков продуктов и услуг поблизости от покупателей).

Доступность. Сотовой связью охвачено практически все экономически активное население. В результате открываются возможности для выполнения онлайновых транзакций, приложений электронной коммерции, в которой будет участвовать огромное число новых потребителей.

Одна из причин, сдерживавших до последнего времени переход к мобильному доступу, – недостаточная скорость передачи данных. В настоящее время для связи мобильных пользователей чаще всего используются сотовые сети стандарта GSM (9,6 или 14,4 Кбит/с), которые уже охватывают более 160 стран, предоставляя возможности международного роуминга. На GSM приходится свыше 60% мирового рынка сетей мобильной связи, их преобладание особенно заметно в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Количество абонентов GSM в начале 2002 г. преодолело рубеж в 600 млн человек.

По оценкам экспертов сети GSM будут использоваться в течение еще как минимум десяти лет. Однако перспективы развития мобильного бизнеса сегодня связывают с переходом на использование технологий GPRS (General Packet Radio Service) и UMTS (Universal Mobile Telephony System), которые обеспечивают более высокие скорости передачи данных, улучшение качества предоставляемых в настоящее время и появление принципиально новых услуг.