16.4. Компонентно-ориентированные средства разработки ис
В настоящее время усиливается тенденция к созданию компонентно-ориентированных приложений. При использовании компонентных технологий новые системы строятся не «с нуля», а на основе готовых компонентов. Системы, построенные на основе этих технологий, имеют компонентную архитектуру.
Компонентные модели в своей основе являются объектными моделями, удовлетворяющими дополнительным требованиям, спецификациям. Разработкой технологий, основанных на компонентных моделях, занимаются различные фирмы.
Компонентная модель объектов (COM – Component Object Model), являющаяся базовым элементом технологии ActiveX фирмы Microsoft, позволяет разработчикам создавать «составные» приложения, «собранные» из стандартных компонентов или компонентов разработанных ранее сторонними разработчиками. Одни и те же компоненты могут использоваться несколькими приложениями.
COM представляет собой стандартную объектную модель промышленного уровня, которая унифицирует системы объектов. Эта модель специфицирует:
– определение объекта – правила, по которым объекты структурируются и располагаются в памяти;
– управление жизненным циклом – правила, по которым объекты создаются и уничтожаются;
– протоколы взаимодействия между объектами – правила, по которым объекты взаимодействуют друг с другом и выполняют свои функции (интерфейсы).
Компоненты – COM-объекты – это объекты, подчиняющиеся спецификациям COM.
COM гарантирует предсказуемость и согласованность поведения разных компонентов программного обеспечения без знания того, как эти компоненты реализованы.
Технологии, основанные на COM, поддерживают простую модель «клиент–сервер». Объекты, называемые серверами, предоставляют свои сервисы (функции, которые они могут выполнять) в распоряжение других объектов, называемых клиентами.
Клиенты и COM-серверы общаются друг с другом при помощи интерфейсов. Интерфейс – это группа функций, доступных для выполнения по запросам извне. Каждый сервис определяется единственным интерфейсом. Для выполнения функции, реализуемой некоторым компонентом-сервером, необходимо лишь знать соответствующий интерфейс.
Использование технологии COM позволяет интегрировать различные приложения в единую систему. Пример – интеграция приложений Microsoft Office, каждое из которых может выступать как в роли клиента, так и в роли сервера для других приложений (модель COM – это основа технологии OLE внедрения и связывания объектов), что дает пользователям возможность создавать составные документы, включающие объекты различных приложений (например, внедрять в текстовый документ рисунки, таблицы и диаграммы Excel, и т.п.), осуществлять в приложении обработку данных, полученных из различных источников.
Соблюдение спецификаций COM гарантирует возможность интеграции разработанного ранее приложения в новую систему в качестве ее компонента, а также обеспечивает открытость и гибкость (возможность наращивать функции, реализованные в информационной системе, путем подключения новых компонентов, изменять алгоритмы выполнения реализованных функций). Внесение изменений в систему не затрагивает ее работоспособности, может происходить незаметно для пользователей.
Примером системы, построенной на основе объектно-ориентированных технологий, является система управления предприятием Unicenter TNG (The Next Generation) компании Computer Associates (CA‑Unicenter TNG) . В этой системе реализована оригинальная концепция управления информационными технологиями на основе интересов бизнеса и объектно-ориентированной архитектуры. При этом решается задача создания единой среды из изолированных друг от друга средств управления информационными ресурсами. Объектно-ориентированная архитектура позволяет создать упорядоченную конструкцию, охватывающую все разнородные элементы сложнейшей информационной структуры современного предприятия.
Архитектура Unicenter TNG отвечает всем требованиям современной КИС: она обеспечивает необходимый уровень интеграции средств управления разнородными информационными ресурсами и обладает необходимыми для реализации эффективного функционирования характеристиками (открытость, расширяемость, многоплатформенность (можно интегрировать вычислительные системы, работающие на основе мэйнфреймов IBM (ОС VMS), UNIX, Windows 95/98 и NT и т.д.), масштабируемость). Все функции системы открыты не только для клиентов компании CA, но и для независимых разработчиков, таким образом, они могут создавать собственные продукты, расширяющие возможности системы. Клиенты и партнеры могут создавать дополнительные объекты и интегрировать их в систему, изменять и порождать новые объекты на основе существующих. Открытые точки интеграции имеет каждый уровень архитектуры системы. Перечисленные свойства позволяют настраивать систему на решение задач конкретной бизнес-системы.
Новая компонентная архитектура Business Framework была разработана и компанией SAP при разработке системы R/3. Система R/3 состоит из набора прикладных модулей, которые поддерживают различные бизнес-процессы компании и интегрированы между собой в масштабе реального времени. Интегрированная открытая архитектура, основанная на отдельных компонентах, позволяет объединить приложения SAP и технологии других поставщиков. В результате созданная на основе R/3 информационная система предприятия превращается в набор компонентов из собственно модулей R/3, имевшихся на предприятии старых приложений и продуктов третьих фирм.
Хотя большинство используемых на данный момент приложений имеют монолитную архитектуру, развитие компонентных технологий является одним из наиболее перспективных направлений в индустрии информационных технологий.
- Основы информатики и информационных технологий
- Оглавление
- Глава 8. Сети и сетевые технологии 112
- Глава 9. Ащита информации 129
- Предисловие
- Раздел 1. Введение в информатику
- Глава 1. Информатика и предмет ее исследования
- Глава 2. Понятие информации
- 2.1. Определение и свойства информации
- 2.2. Особенности экономической информации
- Глава 3. Роль информации в управлении
- 3.1. Одноконтурная схема управления экономическими системами
- 3.2. Информация и информационные системы в управлении
- Глава 4. Кодирование и представление информации
- 4.1. Основные определения
- 4.2. Связь между системами счисления
- 4.3. Системы счисления, используемые в эвм
- 4.4. Внутреннее представление данных в памяти компьютера
- 4.4.1. Представление чисел
- 4.4.2. Представление текстовых данных
- 4.4.3. Представление мультимедийной информации
- 4.5. Представление данных во внешней памяти компьютера
- Глава 5. Основы алгоритмизации
- 5.1. Определение и свойства алгоритмов
- 5.2. Основные этапы и методы разработки алгоритмов
- 5.3. Основные способы описания алгоритмов
- Раздел 2. Основы информационных технологий
- Глава 6. Аппаратное обеспечение вычислительных систем
- 6.1. Понятие архитектуры и принципы устройства вычислительных систем
- 6.2. Устройство персонального компьютера
- 6.2.1. Конфигурация персонального компьютера
- 6.2.2. Характеристики процессора
- 6.2.3. Организация памяти персонального компьютера
- 6.2.4. Устройства ввода/вывода
- 6.2.5. Внешние запоминающие устройства
- 6.3. Тенденции совершенствования архитектуры
- Глава 7. Программное обеспечение
- 7.1. Понятие программы
- 7.2. Классификация программного обеспечения
- 7.3. Системное программное обеспечение
- 7.3.1. Операционные системы
- Определение и функции операционных систем
- Классификация операционных систем
- Функция управления процессами
- Управление основными ресурсами
- Управление данными. Файловая система
- Управление внешними устройствами и организация ввода/вывода
- Интерфейс с пользователем
- 7.3.2. Операционные оболочки
- 7.3.3. Средства контроля и диагностики
- 7.3.4. Системы программирования
- 7.4. Системы управления базами данных
- 7.4.1. Основные понятия
- 7.4.2. Реляционный подход к управлению бд
- «Магазины»
- «Владельцы»
- «Магазины-Владельцы»
- «Поставки»
- «Товар»
- «Поставки»
- 7.4.3. Назначение и классификация субд
- 7.4.4. Средства описания и манипулирования данными в субд
- 7.4.5. Объектно-ориентированные субд
- 7.4.6. Категории пользователей
- 7.5. Прикладное программное обеспечение
- Глава 8. Сети и сетевые технологии
- 8.1. Определение, назначение и классификация сетей
- 8.2. Способы передачи информации, коммутация и маршрутизация в сетях
- 8.3. Организация взаимодействия в сетях
- 8.4. Топология сетей и методы доступа
- 8.5. Глобальная сеть Internet
- 8.5.1. Идентификация компьютеров в сети
- 8.5.2. Услуги Internet
- 8.5.3. Всемирная паутина World Wide Web
- 8.5.4. Электронная почта
- 8.5.5. Навигационные средства для Internet
- 8.6. Корпоративные сети на основе технологий Internet
- Глава 9. Защита информации
- 9.1. Информация как продукт
- 9.2. Концепция защищенной вс
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Этапы разработки системы защиты
- 9.2.3. Общая классификация вторжений и характеристика угроз
- 9.2.4. Система защиты
- 9.2.5. Защита объектов на регистрационном уровне и контроль доступа
- 9.3. Криптографические средства защиты информации
- 9.3.1. Основные понятия
- 9.3.2. Криптографические протоколы
- 9.3.3. Электронно-цифровые подписи и открытые сделки
- 9.3.4. Использование криптографической защиты в программных продуктах
- 9.3.5. Условия и ограничения использования криптографической защиты
- 9.4. Программные закладки и вирусы
- 9.5. Хакеры и проблема безопасности информационных систем
- 9.6. Защита информации от потери в результате сбоев
- 9.7. Правовая защита информации и программного обеспечения
- Глава 10. Интегрированные пакеты прикладных программ офисного назначения
- 10.1. Общая характеристика офисных пакетов
- 10.2. Основы редактирования текстовых документов
- 10.3. Использование электронных таблиц
- 10.4. Системы электронного перевода
- 10.5. Системы оптического распознавания текстов
- 10.6. Интеграция систем распознавания текстов, компьютерного перевода и офисных пакетов
- 10.7. Электронные презентации
- 10.8. Графические редакторы
- 10.9. Правовые системы
- 10.10. Учетные системы
- Глава 11. Системы аналитической обработки данных и искусственного интеллекта
- 11.1. Средства анализа данных математических пакетов
- 11.2. Введение в системы искусственного интеллекта
- 11.2.1. Основы экспертных систем
- 11.2.2. Представление и использование нечетких знаний
- 11.2.3. Нейронные системы и сети
- 11.2.4. Системы извлечения знаний
- 11.2.5. Инструментальные средства создания интеллектуальных приложений
- Раздел 3. Современные информационные технологии в экономике и управлении
- Глава 12. Основные понятия
- Глава 13. Эволюция информационных технологий
- Глава 14. Классификация информационных систем
- Глава 15. Корпоративные системы
- 15.1. Типовые технические решения
- 15.2. Корпоративные информационные порталы
- 15.3. Серверы BizTalk как основа средств интеграции информационных систем
- Глава 16. Методы и средства разработки информационных систем
- 16.1. Жизненный цикл информационных систем
- 16.1.1. Процессы жизненного цикла ис
- 16.1.2. Модели жизненного цикла
- 16.2. Методы и средства структурного анализа
- 16.3. Объектно-ориентированный подход к разработке информационных систем
- 16.4. Компонентно-ориентированные средства разработки ис
- Глава 17. Стандарты создания информационных систем
- 17.1. Стандарты кодирования и представления информации
- 17.1.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
- 17.1.2. Нормативная база системы классификации и кодирования
- 17.2. Унификация и стандартизация документов
- 17.3. Поддержка стандартов управления бизнес-системами
- 17.3.1. Информационные технологии и реинжиниринг
- 17.3.2 Описание стандарта mrp II
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства
- Общее планирование мощностей
- Mrp, или планирование потребностей в материалах
- Crp, или планирование потребностей в мощностях
- Drp, или планирование потребностей в распределении
- Глава 18. Основы электронной коммерции
- 18.1. Этапы развития электронной коммерции
- 18.2. Секторы рынка электронной коммерции
- 18.3. Инструментарий электронной коммерции
- 18.4. Электронные платежные системы
- Глава 19. Введение в мобильный бизнес
- 19.1. Возможности мобильного бизнеса
- 19.2. Обзор существующих технологий мобильного бизнеса
- 19.2.1. Терминальные устройства
- 19.2.2. Современные технологии построения цифровых каналов связи
- 19.2.3. Стандарты мобильного Internet
- 19.2.4. Проблемы мобильного Internet
- 19.2.5. Операционные системы для мобильных устройств
- 19.2.6. Средства разработки приложений мобильного бизнеса
- Библиографический список