5.1. Интерполирование по однократным узлам. Билинейные поверхности
Кривые, как плоские, так и пространственные, являются функциями одного параметра. Поверхности всегда описы-ваются двумя.
Рассмотрим вначале интерполирование по однократным узлам и найдем двумерный аналог полинома Лагранжа. Пусть на плоскости Oxy задана прямоугольная сетка (xi ,уj ) (i = 0,1 ,..., n; xi xk при i k, j = 0,1 ,..., m; yj ys при j s) . В узлах сетки заданы значения координаты по оси z некоторой поверхности z ( x i , у j ) = z i j . Необходимо
64
построить квадратичную форму L(x,у) минимально возможной степени, для которой L( xi ,уj )=zi j ,(i = 0,1 ,..., n; j = 0,1 ,..., m) , т.е. в узлах сетки её значения равны величинам z(xi , уj ).
Решение задачи существует и единственно. Так как об-щее число геометрических условий по оси х равно (n+1), а по оси у – (m+1), то искомая форма будет иметь степени по этим осям, соответственно, не выше n и m . В скалярном виде её можно представить следующим образом:
( 2.20)
где Ф i (x), Ф j (y) – функции Лагранжа по переменным х,у , построенные по соответствующим координатам узлов ( xi , уj ) , (i = 0,1 ,..., n; j = 0,1 ,..., m). Назовём её квадратичной формой Лагранжа.
В векторном виде квадратичную форму (2.20) можно представить как:
L n,m (x,y) = ФТ(х) ZФ(y), (2.21)
где Z – прямоугольная матрица ( (n+1) (m+1) ), содержащая значения z i j , (i = 0,1 ,..., n; j = 0,1 ,..., m) :
ФТ(х) = ( Ф0 (х) , Ф1 (х) , . . . , Фn (х) ) - вектор-строка значений функций Лагранжа по оси х;
Ф(y) = ( Ф0 (y) , Ф1 (y) , . . . , Фm (y) ) - вектор-столбец значений функций Лагранжа по оси у.
65
Рассмотрим интерполирование на прямоугольном участ-ке [x0,x1] [у0, y1]. В его граничных точках заданы по одному геометрическому условию: z(x0 ,у0 )= z00 , z(x1 ,у0 ) =z10 , z(x0 , у1)= z01 , z(x1 ,у1) =z11 . Минимальные степени квадратичной формы S(x,y) по переменным х,у равны еди-нице. Явное решение для S(x,y) проще всего задать в век-торной форме при помощи функций Лагранжа:
S (x,y) =Ф(x)Т ZФ(у); (2.22 а)
где Ф(x)=((x1 –x) / (x1 -x0), (x-x0) / (x1 -x0 ));
Ф(у)=((y1 –y) / (y1 -y0), (y-y0) / (y1 -y0));
Переходя, как и в одномерном случае, к безразмерным нормированным переменным tх= (x - x0)/(x1 - x0 ) и tу = (у - y0)/(y1 - y0 ) и используя матрицу МЛ , решение для S(x,y) можно представить в виде:
S(tx,ty) = (MЛТх1) Z (MЛТy1), (2.22 б)
где (МЛТх1)Т – вектор – строка,
В том случае, если участок поверхности интерполируется по четырём произвольным однократным узлам (не обра-зующим прямоугольник), то такую поверхность, называют билинейной, поскольку она линейна в отдельности по каждой переменной (как и поверхность (2.22)). Рассмотрим билинейную поверхность более подробно. Допустим, она строится по точкам {Pj} = {P1,P2,P3,P4}. Для пара-метров u и v вводят локальную систему координат, начало которой помещают в точке P1, ось u направляют отP1 к P2 , а ось v - отP1 кP3 Масштабы по осям u и v вводят таким образом, чтобы значения u=1 и v=1 пара-метры получали в точкахP2,P3.
Математическое задание координат точек, лежащих на осях и внутри поверхности, имеет вид:
66
S(u,v) =P1 (1-u)(1-v) +P2 u(1-v) +P3 v(1-u) +
+P4 u v, где 0 u, v 1. (2.23)
При этом:S(0,0)=P1;S(1,0)=P2;S(0,1)=P3;S(1,1)=P4.
При фиксации одного из параметров происходит сниже-ние размерности объекта (поверхности) на единицу и он превращается в линию (линию уровня) :
S(u,v0 =const) – линия соответствующая уровню v= v0;
S(u0 =const,v) – линия соответствующая уровню u= u0.
Поскольку билинейные поверхности линейны в отдель-ности по каждому параметру, то их линии уровня являются отрезками прямых (Рис 2.3) .
Рис.2.3
67
Функция Q на языке Autolisp для построения линий уровня поверхности, интерполированной по 4 точкам, и их проекций на плоскость z=0 , а также соответствующая отладочная функция приведены в Приложении.
- Глава 1. Основные виды геометрических объектов
- §1. Основные аналитические способы задания кривых
- §2. Виды кривых
- §3. Основные способы задания прямых
- §4. Способы задания окружностей и их дуг
- §6. Виды поверхностей
- Пример 2.Уравнение конуса второй степени
- §7. Основные способы задания плоскостей
- §8. Аналитические способы задания пространственных тел
- Глава 2. Интерполяция кривых и поверхностей алгебраическими полиномами
- §1. Основные способы моделирования кривых. Интерполяция и аппроксимация
- §2. Интерполирование кривых с помощью алгебраических полиномов канонического вида
- §3. Интерполирование по однократным узлам. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона
- §4. Интерполирование по двукратным узлам. Интерполяционные многочлены Эрмита
- §5. Интерполирование поверхностей
- 5.1. Интерполирование по однократным узлам. Билинейные поверхности
- 5.2. Интерполирование по двукратным узлам
- Глава 3. Моделирование кривых и поверхностей при помощи сплайнов
- I. Построение локальных сплайнов.
- II. Построение интерполяционных сплайнов.
- §1. Интерполирование кривых и поверхностей с помощью локальных сплайнов
- 1.1 Построение сплайнов по однократным узлам
- 1.2 Интерполирование по двукратным узлам
- §2. Построение интерполяционных сплайнов.
- 2.2. Кубические интерполяционные сплайны
- §3. Интерполяция с помощью в-сплайнов
- Глава 4. Интерполирование поверхностей по линиям
- §1.Интерполирование по кривым (линейчатые или плазовые поверхности)
- §2. Линейные поверхности Кунса
- §3. Обобщенные поверхности Кунса
- Глава 5. Аппроксимация алгебраическими полиномами
- §1. Аппроксимация по методу наименьших квадратов
- §2. Аппроксимация алгебраическими многочленами по критерию наилучшего равномерного приближения
- § 3. Аппроксимация при помощи кривых и поверхностей Безье
- Глава 6. Модели объектов. Плоские и пространственные линейные преобразования
- §1. Модели (структуры данных) графических объектов
- §2. Задание плоских и пространственных линейных преобразований при помощи уравнений связи
- § 3. Однородные координаты. Матричные представления линейных преобразований
- Задачи. Записать прямые и обратные матрицы элемен-тарных преобразований, при помощи которых можно осу-ществить следующие действия:
- § 4. Составные линейные преобразования
- § 5. Линейные преобразования каркасных моделей
- Глава 7.Проективные изображения трехмерных объектов
- §1. Аксонометрические проекции
- 1.1.Ортогональные проекции
- 1.2 Диметрические проекции
- Куб Диметрическая проекция
- 1. 3. Изометрическая проекция
- §2. Перспективные проекции
- §3. Построение проективных векторных изображений трёхмерных объектов
- Глава 8. Графические базы данных (гбд)
- §1. Структура и схема функционирования типовых гбд
- §2. Постановка задачи проектирования гбд в графической системе AutoCad
- Точки привязки
- §3. Разработка структуры гбд
- §4. Пакетные файлы гбд
- §5. Параметрические функции гбд
- §6. Создание библиотек слайдов гбд
- §7. Модификация основного меню AutoCad 2000
- 7.1. Файл меню. Его разделы. Управляющие символы
- 7.2. Модификация всплывающего и падающего меню AutoCad2000
- 7.3. Модификация экранного меню AutoCad2000
- 7.4. Модификация графического меню AutoCad2000
- §8. Использование разработанной базы данных
- Глава 9. Создание реалистических изображений
- § 1. Пространственные модели
- §2. Геометрическое моделирование объектов сложной формы
- § 3. Текстуры
- § 4. Основные операции при построении реалистических изображений
- § 5. Моделирование источников освещения и расчёт освещённости малых участков поверхности объектов
- § 6. Моделирование отражающих свойств поверхностей
- § 7. Моделирование отражения от поверхности (затенение)
- § 8. Удаление невидимых граней. Расчёт теней
- §9. Создание стереоскопического эффекта
- §10. Анимация
- Порядок выполнения и примерные темы курсовых работ
- Литература