logo
Компьютерная графика / МАШ_ГРАФИКА

§3. Основные способы задания прямых

Прямые и их части (отрезки, лучи) являются алгебраическими кривыми первого порядка.

1. Канонический способ. С помощью системы уравнений (1.4) как пересечение плоскостей.

2. С помощью направляющего вектора. Уравнение прямой, проходящей через точку (x0,y0,z0), параллельно направляющему вектору v=(a, b, c) имеет вид:

3. Параметрическое задание отрезка, луча и прямой, проходящих через две точки.

Отрезок прямой, соединяющий точки Р1 и Р2 (как на плоскости, так и в пространстве), задается с помощью параметра u следующим образом:

L(u) =Р1 (1-u) +Р2 u =Р1 +(Р2 -Р1) u; 0 u 1. (1.6)

При этом L(0) =Р1 ; L(1) =Р2 .

Единичный вектор , направленный вдоль отрезка, имеет вид:

.

В плоском случае , в пространственном - .

Единичная нормаль n + к плоскому отрезку , повернутая на 90° против часовой стрелки:

13

n + = ( - ty , tx ).

Нормальn -, повернутая на 90° по часовой стрелке:

n - = - n + = ( ty , - tx ).

Векторы, нормальные к пространственному касательному вектору t = (tx , ty , tz ), лежат в соответствующих нормальных плоскостях. Если плоскость задана тремя точками , ,, то условие ее перпендикулярности сt может быть представлено в виде двух равенств:

(t , )=0; (t , )=0.

Луч, выходящий изР1 и проходящий через Р2 , задается аналогично отрезку с той разницей, что 0 u . У прямой, проходящей через Р1 ,Р1 область изменения параметра следующая - . u + . Направляющие векторы и нормали определяются так же , как и для отрезка.