§2. Задание плоских и пространственных линейных преобразований при помощи уравнений связи
В аналитической форме плоское линейное преобразова-ние можно представить в следующем виде:
x* =ax + by + e;
y* = cx + dy + f;
где x*, y* - преобразованные координаты,
a, b, c, d, e, f – постоянные коэффициенты.
На плоскости точку представляют с помощью двух ее ко-ординат (x, y), поэтому, для однозначного задания коэф-фициентов преобразования (a,b,c,d,e,f) необходимо указать три пары точек (Р1→Р1*), (Р2→Р2*), (Р3 → Р3*), которые должны переводиться одна в другую с помощью линейного преобразования. В этом случае число уравнений
117
равно числу неизвестных (6). Система уравнений связи будет следующая:
x1*= ax1+ by1+ e;
y1*= cx1+ dy1 + f;
x2*= ax2+ by2+ e;
y2*= cx2+ dy2 + f;
x3*= ax3+ by3+ e;
y3*= cx3+ dy3 + f.
В векторной форме зависимость можно представить в виде:
Р*= М∙А , где
x1* a x1 y1 0 0 1 0
y1* b 0 0 x1 y1 0 1
Р* = x2* ; А = c ; М= x2 y2 0 0 1 0 .
y2* d 0 0 x2 y2 0 1
x3* e x3 y3 0 0 1 0
y3* f 0 0 x3 y3 0 1
Определитель матрицы равен 0 тогда и только тогда, ког-да точки Р1 ,Р2 ,Р3 лежат на одной прямой, т.е. размер-ность образуемой ими фигуры меньше 2. Если точки лежат на одной прямой, то координаты одной из них, напри-мер,Р3 , всегда можно представить в виде линейной комбинации координат других:
Р3 = Р1 + Р2 ,
причём + = 1.
Отсюда следует, что две последних строки матрицы могут быть представлены в виде линейных комбинаций соот-ветствующих верхних строк с теми же числовыми коэф-фициентами. Из свойств определителей вытекает: det M=0. Поскольку все приведенные рассуждения обратимы, то из них следует и достаточность утверждения.
118
Если точки не лежат на одной прямой, то определитель не равен 0, и, следовательно, вектор коэффициентовА может быть найден в виде:
А=M -1∙Р* ,
где М -1 - матрица, обратная к М.
По аналогии с плоскими линейными преобразованиями в пространстве линейное преобразование можно представить в виде:
x*= ax+by+cz+r;
y*= dx+ey+fz+s;
z*= gx+hy+qz+t .
Система уравнений связи имеет вид:
Р* = М∙А,
где
x1* a x1 y1 z1 0 0 0 0 0 0 1. 0 0
y1* b 0 0 0 x1 y1 z1 0 0 0 0 1 0
z1* c 0 0 0 0 0 0 x1 y1 z1 0 0 1
x2* d x2 y2 z2 0 0 0 0 0 0 1 0 0
y2* e 0 0 0 x2 y2 z2 0 0 0 0 1 0
Р*= z2* ; А= f ; М= 0 0 0 0 0 0 x2 y2 z2 0 0 1
x3* g x3 y3 z3 0 0 0 0 0 0 1 0 0
y3* h 0 0 0 x3 y3 z3 0 0 0 0 1 0
z3* q 0 0 0 0 0 0 x3 y3 z3 0 0 1
x4* r x4 y4 z4 0 0 0 0 0 0 1 0 0
y4* s 0 0 0 x4 y4 z4 0 0 0 0 1 0
z4* t 0 0 0 0 0 0 x4 y4 z4 0 0 1
Определитель матрицы М равен 0 тогда и только тогда, когда точки Р1 ,Р2 ,Р3 ,Р4 лежат в одной плоскости и образуют плоскую, а не пространственную фигуру. Это утверждение можно доказать по аналогии с плоским случаем.
119
При пространственном расположении точек det М≠0 и система имеет единственное решение, вида:
А= М -1∙Р*.
Непосредственное определение линейных преобразований при помощи задания пар точек (Рі ,Рі*) и решение соответствующих уравнений связи мало наглядно и неудоб-но для машинной реализации. Поэтому этот подход мало используется на практике. Как правило, применяют матричное представление линейных преобразований.
- Глава 1. Основные виды геометрических объектов
- §1. Основные аналитические способы задания кривых
- §2. Виды кривых
- §3. Основные способы задания прямых
- §4. Способы задания окружностей и их дуг
- §6. Виды поверхностей
- Пример 2.Уравнение конуса второй степени
- §7. Основные способы задания плоскостей
- §8. Аналитические способы задания пространственных тел
- Глава 2. Интерполяция кривых и поверхностей алгебраическими полиномами
- §1. Основные способы моделирования кривых. Интерполяция и аппроксимация
- §2. Интерполирование кривых с помощью алгебраических полиномов канонического вида
- §3. Интерполирование по однократным узлам. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона
- §4. Интерполирование по двукратным узлам. Интерполяционные многочлены Эрмита
- §5. Интерполирование поверхностей
- 5.1. Интерполирование по однократным узлам. Билинейные поверхности
- 5.2. Интерполирование по двукратным узлам
- Глава 3. Моделирование кривых и поверхностей при помощи сплайнов
- I. Построение локальных сплайнов.
- II. Построение интерполяционных сплайнов.
- §1. Интерполирование кривых и поверхностей с помощью локальных сплайнов
- 1.1 Построение сплайнов по однократным узлам
- 1.2 Интерполирование по двукратным узлам
- §2. Построение интерполяционных сплайнов.
- 2.2. Кубические интерполяционные сплайны
- §3. Интерполяция с помощью в-сплайнов
- Глава 4. Интерполирование поверхностей по линиям
- §1.Интерполирование по кривым (линейчатые или плазовые поверхности)
- §2. Линейные поверхности Кунса
- §3. Обобщенные поверхности Кунса
- Глава 5. Аппроксимация алгебраическими полиномами
- §1. Аппроксимация по методу наименьших квадратов
- §2. Аппроксимация алгебраическими многочленами по критерию наилучшего равномерного приближения
- § 3. Аппроксимация при помощи кривых и поверхностей Безье
- Глава 6. Модели объектов. Плоские и пространственные линейные преобразования
- §1. Модели (структуры данных) графических объектов
- §2. Задание плоских и пространственных линейных преобразований при помощи уравнений связи
- § 3. Однородные координаты. Матричные представления линейных преобразований
- Задачи. Записать прямые и обратные матрицы элемен-тарных преобразований, при помощи которых можно осу-ществить следующие действия:
- § 4. Составные линейные преобразования
- § 5. Линейные преобразования каркасных моделей
- Глава 7.Проективные изображения трехмерных объектов
- §1. Аксонометрические проекции
- 1.1.Ортогональные проекции
- 1.2 Диметрические проекции
- Куб Диметрическая проекция
- 1. 3. Изометрическая проекция
- §2. Перспективные проекции
- §3. Построение проективных векторных изображений трёхмерных объектов
- Глава 8. Графические базы данных (гбд)
- §1. Структура и схема функционирования типовых гбд
- §2. Постановка задачи проектирования гбд в графической системе AutoCad
- Точки привязки
- §3. Разработка структуры гбд
- §4. Пакетные файлы гбд
- §5. Параметрические функции гбд
- §6. Создание библиотек слайдов гбд
- §7. Модификация основного меню AutoCad 2000
- 7.1. Файл меню. Его разделы. Управляющие символы
- 7.2. Модификация всплывающего и падающего меню AutoCad2000
- 7.3. Модификация экранного меню AutoCad2000
- 7.4. Модификация графического меню AutoCad2000
- §8. Использование разработанной базы данных
- Глава 9. Создание реалистических изображений
- § 1. Пространственные модели
- §2. Геометрическое моделирование объектов сложной формы
- § 3. Текстуры
- § 4. Основные операции при построении реалистических изображений
- § 5. Моделирование источников освещения и расчёт освещённости малых участков поверхности объектов
- § 6. Моделирование отражающих свойств поверхностей
- § 7. Моделирование отражения от поверхности (затенение)
- § 8. Удаление невидимых граней. Расчёт теней
- §9. Создание стереоскопического эффекта
- §10. Анимация
- Порядок выполнения и примерные темы курсовых работ
- Литература