§7. Основные способы задания плоскостей
1. Канонический вид.
ax+by+cz+d=0 (1.16)
2. Плоскость, проходящая через заданную точку Po (xo,
22
yo, zo) перпендикулярно вектору V = (a, b, c). Условие перпендикулярности имеет вид: (PP0, V) = 0. Раскрывая скалярное произведение получим: a (x-x0) + b (y-y0) + c (z-z0) + d = 0. В каноническом виде: ax + by + cz + d = 0, d = - ax0 - by0 - cz0 .
3. Нормальная форма. Может применяться для плоскостей, не проходящих через начало координат. Уравнение имеет вид:
xcosα + ycosβ + zcosγ –P = 0, (1.17)
где Р - модуль перпендикуляра N, опущенного из начала координат (0,0,0) на рассматриваемую плоскость,
α, β, γ – углы вектора N с осями x, y, z.
Допустим, плоскость задана в каноническом виде и необходимо выразить ее в нормальной форме. Для косинусов углов α, β, γ справедливо условие
cos²α + cos²β +cos²γ = 1.
Оно будет всегда выполнено в выражении (1.16), если все его слагаемые умножить на нормирующий множитель .
Модуль нормали при этом будет следующим:
4. Плоскость, проходящая через три точки P0(x0,y0,z0), P1(x1,y1,z1), P2(x2,y2,z2), не лежащие на одной прямой. Если обозначить координаты текущей точки плоскости через P=(x, y, z), то условие принадлежности векторов P1P,P1P2,P1P3 одной плоскости сводится к равенству нулю их смешанного произведения:
(1.18)
23
5. Параметрическое задание плоскости, проходящей через три точки P1(x1,y1,z1), P2(x2,y2,z2), P3 (х3,y3,z3) . Рассмотрим пространственный треугольник, заданный точками {Pj}={P1,P2,P3} (Рис 1.10).
Рис 1.10
Параметры u и v введем так, чтобы они образовывали на плоском треугольнике как бы локальную систему координат. Начало её в точкеP1 , ось u направлена отP1 кP2 , ось v - отP1 кP3 . Значения u и v нормированы таким образом, что в точкахP2 иP3 они принимают значение, равное 1. Математическое задание координат точек, лежащих на сторонах и внутри треугольника, имеет вид:
24
S(u,v)= P1 (1-u-v) +P2 u +P3 v, (1.19)
при ограничениях на параметры: u + v 1; u, v 0.
В вершинах треугольника:S (0,0)=P1; S(1,0)=P2; S(0,1)=P3 .
Для визуализации поверхностей на них проводят линии уровня, которые задаются уравнениями:
S(u,v=const) – линия соответствующая уровню v;
S(u=const,v) – линия соответствующая уровню u.
Единичные нормали к треугольнику, заданному тремя точками, проще выразить с помощью направляющих векторови. Из условий перпендикулярностис,:
;
получаем два возможных решения
где
; ; .
Нормаль образует правую тройку с,,- левую.
Плоскость, проходящая через , ,, задается аналогично треугольнику с той разницей, что. Направляющие векторы и нормали к ней определяются аналогично.
- Глава 1. Основные виды геометрических объектов
- §1. Основные аналитические способы задания кривых
- §2. Виды кривых
- §3. Основные способы задания прямых
- §4. Способы задания окружностей и их дуг
- §6. Виды поверхностей
- Пример 2.Уравнение конуса второй степени
- §7. Основные способы задания плоскостей
- §8. Аналитические способы задания пространственных тел
- Глава 2. Интерполяция кривых и поверхностей алгебраическими полиномами
- §1. Основные способы моделирования кривых. Интерполяция и аппроксимация
- §2. Интерполирование кривых с помощью алгебраических полиномов канонического вида
- §3. Интерполирование по однократным узлам. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона
- §4. Интерполирование по двукратным узлам. Интерполяционные многочлены Эрмита
- §5. Интерполирование поверхностей
- 5.1. Интерполирование по однократным узлам. Билинейные поверхности
- 5.2. Интерполирование по двукратным узлам
- Глава 3. Моделирование кривых и поверхностей при помощи сплайнов
- I. Построение локальных сплайнов.
- II. Построение интерполяционных сплайнов.
- §1. Интерполирование кривых и поверхностей с помощью локальных сплайнов
- 1.1 Построение сплайнов по однократным узлам
- 1.2 Интерполирование по двукратным узлам
- §2. Построение интерполяционных сплайнов.
- 2.2. Кубические интерполяционные сплайны
- §3. Интерполяция с помощью в-сплайнов
- Глава 4. Интерполирование поверхностей по линиям
- §1.Интерполирование по кривым (линейчатые или плазовые поверхности)
- §2. Линейные поверхности Кунса
- §3. Обобщенные поверхности Кунса
- Глава 5. Аппроксимация алгебраическими полиномами
- §1. Аппроксимация по методу наименьших квадратов
- §2. Аппроксимация алгебраическими многочленами по критерию наилучшего равномерного приближения
- § 3. Аппроксимация при помощи кривых и поверхностей Безье
- Глава 6. Модели объектов. Плоские и пространственные линейные преобразования
- §1. Модели (структуры данных) графических объектов
- §2. Задание плоских и пространственных линейных преобразований при помощи уравнений связи
- § 3. Однородные координаты. Матричные представления линейных преобразований
- Задачи. Записать прямые и обратные матрицы элемен-тарных преобразований, при помощи которых можно осу-ществить следующие действия:
- § 4. Составные линейные преобразования
- § 5. Линейные преобразования каркасных моделей
- Глава 7.Проективные изображения трехмерных объектов
- §1. Аксонометрические проекции
- 1.1.Ортогональные проекции
- 1.2 Диметрические проекции
- Куб Диметрическая проекция
- 1. 3. Изометрическая проекция
- §2. Перспективные проекции
- §3. Построение проективных векторных изображений трёхмерных объектов
- Глава 8. Графические базы данных (гбд)
- §1. Структура и схема функционирования типовых гбд
- §2. Постановка задачи проектирования гбд в графической системе AutoCad
- Точки привязки
- §3. Разработка структуры гбд
- §4. Пакетные файлы гбд
- §5. Параметрические функции гбд
- §6. Создание библиотек слайдов гбд
- §7. Модификация основного меню AutoCad 2000
- 7.1. Файл меню. Его разделы. Управляющие символы
- 7.2. Модификация всплывающего и падающего меню AutoCad2000
- 7.3. Модификация экранного меню AutoCad2000
- 7.4. Модификация графического меню AutoCad2000
- §8. Использование разработанной базы данных
- Глава 9. Создание реалистических изображений
- § 1. Пространственные модели
- §2. Геометрическое моделирование объектов сложной формы
- § 3. Текстуры
- § 4. Основные операции при построении реалистических изображений
- § 5. Моделирование источников освещения и расчёт освещённости малых участков поверхности объектов
- § 6. Моделирование отражающих свойств поверхностей
- § 7. Моделирование отражения от поверхности (затенение)
- § 8. Удаление невидимых граней. Расчёт теней
- §9. Создание стереоскопического эффекта
- §10. Анимация
- Порядок выполнения и примерные темы курсовых работ
- Литература