logo
Компьютерная графика / МАШ_ГРАФИКА

§7. Основные способы задания плоскостей

1. Канонический вид.

ax+by+cz+d=0 (1.16)

2. Плоскость, проходящая через заданную точку Po (xo,

22

yo, zo) перпендикулярно вектору V = (a, b, c). Условие перпендикулярности имеет вид: (PP0, V) = 0. Раскрывая скалярное произведение получим: a (x-x0) + b (y-y0) + c (z-z0) + d = 0. В каноническом виде: ax + by + cz + d = 0, d = - ax0 - by0 - cz0 .

3. Нормальная форма. Может применяться для плоскостей, не проходящих через начало координат. Уравнение имеет вид:

xcosα + ycosβ + zcosγP = 0, (1.17)

где Р - модуль перпендикуляра N, опущенного из начала координат (0,0,0) на рассматриваемую плоскость,

α, β, γ – углы вектора N с осями x, y, z.

Допустим, плоскость задана в каноническом виде и необходимо выразить ее в нормальной форме. Для косинусов углов α, β, γ справедливо условие

cos²α + cos²β +cos²γ = 1.

Оно будет всегда выполнено в выражении (1.16), если все его слагаемые умножить на нормирующий множитель .

Модуль нормали при этом будет следующим:

4. Плоскость, проходящая через три точки P0(x0,y0,z0), P1(x1,y1,z1), P2(x2,y2,z2), не лежащие на одной прямой. Если обозначить координаты текущей точки плоскости через P=(x, y, z), то условие принадлежности векторов P1P,P1P2,P1P3 одной плоскости сводится к равенству нулю их смешанного произведения:

(1.18)

23

5. Параметрическое задание плоскости, проходящей через три точки P1(x1,y1,z1), P2(x2,y2,z2), P3 3,y3,z3) . Рассмотрим пространственный треугольник, заданный точками {Pj}={P1,P2,P3} (Рис 1.10).

Рис 1.10

Параметры u и v введем так, чтобы они образовывали на плоском треугольнике как бы локальную систему координат. Начало её в точкеP1 , ось u направлена отP1 кP2 , ось v - отP1 кP3 . Значения u и v нормированы таким образом, что в точкахP2 иP3 они принимают значение, равное 1. Математическое задание координат точек, лежащих на сторонах и внутри треугольника, имеет вид:

24

S(u,v)= P1 (1-u-v) +P2 u +P3 v, (1.19)

при ограничениях на параметры: u + v 1; u, v 0.

В вершинах треугольника:S (0,0)=P1; S(1,0)=P2; S(0,1)=P3 .

Для визуализации поверхностей на них проводят линии уровня, которые задаются уравнениями:

S(u,v=const) – линия соответствующая уровню v;

S(u=const,v) – линия соответствующая уровню u.

Единичные нормали к треугольнику, заданному тремя точками, проще выразить с помощью направляющих векторови. Из условий перпендикулярностис,:

;

получаем два возможных решения

где

; ; .

Нормаль образует правую тройку с,,- левую.

Плоскость, проходящая через , ,, задается аналогично треугольнику с той разницей, что. Направляющие векторы и нормали к ней определяются аналогично.