§4. Способы задания окружностей и их дуг
Окружности и их дуги являются наиболее употребительными алгебраическими кривыми второго порядка. В графических системах они обычно являются стандартными графическими примитивами. Рассмотрим основные способы задания окружностей и их дуг.
1. Параметрический. В этом случае для дуги указывается центр , радиусr, начальный и конечный углы (Рис.1.1).
Точки на дуге в зависимости от значения параметра определяют по формулам:
; . (1.7)
У полной окружности 0. Обычно данный способ представления является основным и все другие сводят к нему.
14
Рис.1.1
По центру C, начальной точке TН и углу (Рис.1.2).
Рис.1.2
15
Для перехода к параметрическому заданию рассчитаем величины r, :
(1.8 а)
Если , то
. (1.8 б)
Если , то
. (1.8 в)
Конечный угол .
3. По начальной T1(x1,y1), средней T2(x2,y2) и конечной T3 (x3,y3) точкам дуги (Рис.1.3).
Рис.1.3
16
Точки не должны лежать на одной прямой. При этом:
.
Пусть 0. Найдем . КоординатыцентраС определим из системы двух уравнений:
.
Введя вспомогательные величины 1 2 = х1 2+ у1 2; 2 2 = х2 2+ у2 2; 3 2 = х3 2+ у3 2; 12 = 1 2 -2 2 , 32 = 3 2 -2 2,
можно представить в виде
,.
Углы ,находим, как и в п. 2 , по формулам (1.8 б, в).
4.По начальной точке TН(xН,yН), углу наклона касательной в ней и конечной точкеTК(xК,yК)(Рис.1.4).
Рис.1.4
17
Введя в точке TН направляющий вектор t = (cos , sin ), представим систему уравнений для определения вектора в виде :
Общее решение ее имеет вид:
,
где - нормаль к ,
.
Отсюда получим:
Радиус r, углы находим так же, как и в п. 2.
§5. Основные аналитические способы задания поверхностей
1. Неявный способ задания. Применяется в тех случаях, когда ни одну из координат нельзя однозначно выразить через другие. Уравнение можно представить в виде:
f (x, y, z) = 0. (1.9)
Если область изменения координат (x, y, z) меньше области решений уравнения (1.9), то её указывают дополнительно. В случае совпадения область изменения обычно не указывают.
Пример 1. Уравнение эллипсоида с полуосями (a,b,c) и
18
центром в начале координат (Рис. 1.5):
Точками эллипсоида являются все возможные решения данного уравнения .
Рис.1.5 Рис.1.6
2. Явный способ задания. Одна из трёх координат аналитически выражается через остальные. Например, координаты точек по оси z выражаются через координаты по осям x, y:
z = f(x,y). (1.10)
Если аргументы принимают любые вещественные значения, то область их изменения можно не указывать.
Пример 2. - параболоид вращения вокруг осиz с вершиной в начале координат (0,0,0) (Рис. 1.6).
3. Параметрический способ задания. Координаты точек поверхности являются функциями двух параметров (u,v):
19
(1.11)
где - область изменения независимых параметров u, v .
Пример 3 .
x = 3*u + 5*v + 9*(1 – u - v);
y = 2*u +7*v + 10*(1 – u - v);
z = 1*u + 6*v + 11*(1-u-v);
0 u , v 1; 0 u +v 1.
Система описывает координаты (x,y,z) точек на плоском треугольнике с вершинами в точках P0=(3,2,1); P1=(5,7,6); P2=(9,10,11) (Рис. 1.7). Для того, чтобы исключить точки, лежащие за пределами треугольника P0P1P2 , дополнительно указана область изменения независимых параметров u и v .
Рис.1.7
20
- Глава 1. Основные виды геометрических объектов
- §1. Основные аналитические способы задания кривых
- §2. Виды кривых
- §3. Основные способы задания прямых
- §4. Способы задания окружностей и их дуг
- §6. Виды поверхностей
- Пример 2.Уравнение конуса второй степени
- §7. Основные способы задания плоскостей
- §8. Аналитические способы задания пространственных тел
- Глава 2. Интерполяция кривых и поверхностей алгебраическими полиномами
- §1. Основные способы моделирования кривых. Интерполяция и аппроксимация
- §2. Интерполирование кривых с помощью алгебраических полиномов канонического вида
- §3. Интерполирование по однократным узлам. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона
- §4. Интерполирование по двукратным узлам. Интерполяционные многочлены Эрмита
- §5. Интерполирование поверхностей
- 5.1. Интерполирование по однократным узлам. Билинейные поверхности
- 5.2. Интерполирование по двукратным узлам
- Глава 3. Моделирование кривых и поверхностей при помощи сплайнов
- I. Построение локальных сплайнов.
- II. Построение интерполяционных сплайнов.
- §1. Интерполирование кривых и поверхностей с помощью локальных сплайнов
- 1.1 Построение сплайнов по однократным узлам
- 1.2 Интерполирование по двукратным узлам
- §2. Построение интерполяционных сплайнов.
- 2.2. Кубические интерполяционные сплайны
- §3. Интерполяция с помощью в-сплайнов
- Глава 4. Интерполирование поверхностей по линиям
- §1.Интерполирование по кривым (линейчатые или плазовые поверхности)
- §2. Линейные поверхности Кунса
- §3. Обобщенные поверхности Кунса
- Глава 5. Аппроксимация алгебраическими полиномами
- §1. Аппроксимация по методу наименьших квадратов
- §2. Аппроксимация алгебраическими многочленами по критерию наилучшего равномерного приближения
- § 3. Аппроксимация при помощи кривых и поверхностей Безье
- Глава 6. Модели объектов. Плоские и пространственные линейные преобразования
- §1. Модели (структуры данных) графических объектов
- §2. Задание плоских и пространственных линейных преобразований при помощи уравнений связи
- § 3. Однородные координаты. Матричные представления линейных преобразований
- Задачи. Записать прямые и обратные матрицы элемен-тарных преобразований, при помощи которых можно осу-ществить следующие действия:
- § 4. Составные линейные преобразования
- § 5. Линейные преобразования каркасных моделей
- Глава 7.Проективные изображения трехмерных объектов
- §1. Аксонометрические проекции
- 1.1.Ортогональные проекции
- 1.2 Диметрические проекции
- Куб Диметрическая проекция
- 1. 3. Изометрическая проекция
- §2. Перспективные проекции
- §3. Построение проективных векторных изображений трёхмерных объектов
- Глава 8. Графические базы данных (гбд)
- §1. Структура и схема функционирования типовых гбд
- §2. Постановка задачи проектирования гбд в графической системе AutoCad
- Точки привязки
- §3. Разработка структуры гбд
- §4. Пакетные файлы гбд
- §5. Параметрические функции гбд
- §6. Создание библиотек слайдов гбд
- §7. Модификация основного меню AutoCad 2000
- 7.1. Файл меню. Его разделы. Управляющие символы
- 7.2. Модификация всплывающего и падающего меню AutoCad2000
- 7.3. Модификация экранного меню AutoCad2000
- 7.4. Модификация графического меню AutoCad2000
- §8. Использование разработанной базы данных
- Глава 9. Создание реалистических изображений
- § 1. Пространственные модели
- §2. Геометрическое моделирование объектов сложной формы
- § 3. Текстуры
- § 4. Основные операции при построении реалистических изображений
- § 5. Моделирование источников освещения и расчёт освещённости малых участков поверхности объектов
- § 6. Моделирование отражающих свойств поверхностей
- § 7. Моделирование отражения от поверхности (затенение)
- § 8. Удаление невидимых граней. Расчёт теней
- §9. Создание стереоскопического эффекта
- §10. Анимация
- Порядок выполнения и примерные темы курсовых работ
- Литература