logo search
Kniga_Osnovy_informatiki_i_informatsionnyh_tehn

18.1. Этапы развития электронной коммерции

Термин «электронный бизнес» появился практически сразу за появлением ЭВМ и началом их использования для решения коммерческих задач, реализации коммерческих расчетов (60‑е годы). Основой вычислительных систем коммерческого назначения в то время являлись большие универсальные компьютеры – мэйнфреймы, это была эпоха коммерческих «mainframe-based» приложений. Примерами таких приложений стали программы, автоматизировавшие решение задач в сфере транспортных услуг (заказ билетов, обмен данными между различными службами при подготовке рейсов и т.п.), задач учета производства и реализации товаров и услуг и т.д.

При решении различных задач сложились несколько индустриальных стандартов для реализации подобных систем. Согласование этих стандартов в США привело к выработке нового стандарта для организации электронного обмена данными между организациями – EDI (Electronic Data Interchange), который получил название ANSI X.12 (host-based). Этот стандарт был ориентирован на различные транспортные системы.

В Англии при выработке стандарта для обмена данными была выбрана ориентация на торговлю. В результате появился набор стандартов Tradacoms для международной торговли. Эти стандарты Европейская экономическая комиссия приняла в качестве международных стандартов GTDI (General-purpose Trade Data Interchange standards).

Сосуществование двух стандартов препятствовало развитию торгового бизнеса, поэтому были предприняты усилия по объединению стандартов обмена информацией. В 80‑е и 90‑е разработан международный стандарт EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport), принятый ISO. В качестве транспортной системы EDIFACT использует стандарт электронной почты X.400. В 1997 г. было намечено окончательное объединение стандартов, но реально это не произошло, так как появилась возможность проведения операций электронной коммерции через Internet.

Расширение Internet, развитие Web-технологий заставили произвести коррекцию планов развития электронного бизнеса. Появился новый тип бизнеса – розничная торговля и оказание услуг через Internet (иногда (ошибочно!) только этот тип коммерции и называют электронной коммерцией).

Передача информации через Internet является более дешевой, чем организация документооборота при помощи передачи электронной почты через частные сети. Для обеспечения эффективного использования Internet как среды для организации электронной коммерции был выработан стандарт EDIINT (EDIFACT over Internet) на базе электронной почты, а позднее появился еще один стандарт – OBI (Open Buying on the Internet), главная идея которого – ориентация на открытые системы (в нем декларируются принципы соответствия программного обеспечения электронной коммерции открытым Internet-стандартам). OBI опирается на EDIINT, но он охватывает значительно больший класс вопросов стандартизации всех форм взаимодействия между организациями, вовлеченными в полный цикл покупки–продажи–поставки товаров.