logo search
мир_умк_самый последний

1. Зарубежный рынок знаний

Знание как информация, обладающая большой ценностью, является одним из факторов производства наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательской способностью.

В деловую лексику введены новые термины, такие, как управление знаниями (knowledge management), экономика знаний (knowledge economy) и ресурс знаний (knowledge resource).

На развитие общества в целом и экономики в частности большое влияние оказывает научно-техническая революция (НТР). С середины XX в. под влиянием научных и технических открытий возросла роль науки как основного источника инновационного развития экономики. Доля инновационной продукции в производстве стран Западной Европы составляет в среднем 19%, в то время как в России только 3,1 %.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках ОЭСР была организована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный продукт (результат) инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.

Инновационная деятельность — деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей — реализацию инноваций.

Инновационный процесс — процесс преобразования научных знаний в инновацию.

Таким образом, с интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность предприятий и специалистов в доступе к своевременным и оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге фирмы и специалисты формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, ценность для потребителя и др.).

Источники знаний для фирмы делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний фирмы не является достаточным для ее эффективного функционирования, развития инновационного производства. Поэтому основную часть знаний фирма получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других фирм может сыграть решающее значение для успеха этой фирмы. Например, университеты США в среднем на получение доступа к научной литературе ежегодно тратят по 5 млн. долл. Эта же сумма расходов справедлива и для крупных американских фирм.

Ресурсами знаний являются различные информационные системы. Основным ресурсом знаний на протяжении многих веков служили библиотеки. Именно библиотеки содержат весь объем знаний, созданный за всю историю человечества. В наше время библиотеки играют важную роль по обеспечению широким слоям населения доступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.

Сведения о новых разработках и открытиях публикуются в первую очередь в периодической печати, в том числе в регулярных сборниках научных трудов и т.п. Новые знания, как правило, содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах.

Большое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим мероприятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.

Отдельные книги, монографии являются ресурсом знаний.

Мировой рынок знаний оценивался в 2004 г. в 12,5 млрд. долл.США. Расходы в разных странах на закупку научной литературы составляют в разрезе по странам: в Польше — 25 млн., Швеции — 26 млн., Индии — 54 млн., Великобритании — 116 млн., Китае —120 млн., а в России - 11 млн. долл. США.

Рассмотрим зарубежный рынок знаний.

Почти в каждой стране существует сеть библиотек. Наиболее известными в мире являются следующие:

В качестве примера рассмотрим библиотечную сеть США (Источник: Ассоциация библиотек Америки (http://www.ala.org/).

Большинство библиотек США подключены к Интернету. В общественных библиотеках установлено 14 млн. компьютеров, и каждый желающий может бесплатно воспользоваться доступом к сети. Этим доступом, как правило, пользуются граждане с низким уровнем доходов, не имеющие возможности работать из дома.

В США в 2004 г. доля школ, подключенных к Интернету, приблизилась к 100%, 88% школ имели свои, постоянно обновляемые сайты.

Библиотечная сеть США включает 117664 библиотеки на 2005 г. Распределение библиотек происходит следующим образом:

• публичные библиотеки — 9211;

Для успешного развития фирмы необходим доступ к сведениям о новых открытиях и достижениях в отрасли, в которой она работает. Эти сведения, как правило, содержатся в периодических и сериальных изданиях соответствующего профиля, выпускаемых в России и за рубежом.

В мире издается около 200 тыс. сериальных изданий. Для того чтобы пользователям было легче разобраться в многообразии изданий, специализированные организации проводят исследования рынка информации, составляют рейтинги наиболее авторитетных изданий по отраслям.

Например, фирма Bowker с 1932 г. издает справочник по сериальным публикациям под названием "Ulrich's Periodicals Directory", в котором содержатся наименования и аннотации сериальных изданий, публикуемых в разных странах более 80 тыс. издателями. Доступ к этому справочнику возможен также через веб-сайт каталога (www.ulrichsweb.com) по подписке.

В настоящее время сериальные и периодические публикации могут выпускаться не только на бумаге, но и в электронном виде. Все чаще сборники научных трудов конференций выходят на CD и размещаются на веб-сайтах. Несмотря на то, что многие издатели имеют веб-сайты в Интернете, электронную копию в глобальной сети представляют только 22 тыс. периодических изданий.

Большое значение для доступа к ресурсам знаний имеют профессиональные базы, которые предоставляют доступ к множеству изданий по запросу пользователей. Базы регулярно обновляются, оснащены удобными поисковыми инструментами. Профессиональные базы могут быть как универсальными, так и тематическими.

Необходимо учитывать, что многие из агентств-поставщиков информации работают по принципу информационного универсама, и по этой причине наименования периодических изданий у разных поставщиков будут повторяться.

В схеме распространения ресурсов знаний, содержащихся в периодических изданиях, распространяемых на коммерческой основе, с авторами заключаются договоры о продаже информации, являющейся их интеллектуальной собственностью, через электронные сети.