logo search
мир_умк_самый последний

Обучение на базе мировых информационных ресурсов

Владение информационной грамотностью позволяет реализовать обучение на базе мировых информационных ресурсов. Такое обучение подразумевает активную роль студента в использовании широкого набора информационных ресурсов для изучения какого-либо явления, объекта, теории и т.п. Роль преподавателя в таком случае заключается в консультировании и мотивации студента. Преподаватель задает студенту стимул для поиска необходимой информации и решения проблемы.

Обучение на базе информационных ресурсов включает активное использование различных ресурсов (книги, журналы, базы данных, сетевые ресурсы и т.п.), а также различных средств доступа к информации. Студент через выбор и поиск доступных информационных ресурсов получает опыт решения прикладных задач, а также уверенность в собственных силах.

Подобное обучение нацелено на отображение реальных возможностей в решении задачи. Студент приобретает новые для себя знания в процессе решения проблемы с помощью информационных технологий из потока информационных ресурсов.

При построении учебного процесса на базе информационных ресурсов используется исследовательский метод обучения. Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:

Эффективность обучения на базе информационных ресурсов зависит от качества, количества ресурсов и информационных технологий, доступных студентам и преподавателям.

Обучение на базе информационных ресурсов обладает рядом достоинств:

Основным результатом обучения на базе информационных ресурсов является приобретение студентом новых знаний самостоятельно, т. е. в процессе обучения студент решает различные информационные задачи, всесторонне используя информационные ресурсы.

В результате обучения на базе информационных ресурсов студент также овладевает технологиями, позволяющими ему получать новые знания, совершенствовать свои профессиональные навыки. Этот вывод является одним из главных преимуществ, так как в настоящее время необходимость профессионального обучения на протяжении всей жизни является очевидной.

Особое место данная подготовка занимает в открытом или дистанционном обучении, при котором студент самостоятельно изучает дисциплину, как правило, опираясь на рекомендованный учебный материал (учебник или учебное пособие). Владение информационной грамотностью дает возможность студенту ознакомиться с обширной информацией по изучаемому вопросу, т. е. получить новые знания, ознакомиться с другими точками зрения, существующими у специалистов по данной проблематике.

Приобретение практических навыков в открытом образовании может быть построено на реальной информации, полученной обучающимся непосредственно из мировых информационных ресурсов.

Выводы

  1. Информационные ресурсы в образовании в первую очередь должны обеспечивать все категории пользователей доступом к знаниям. Наряду с традиционными учебными материалами целый ряд сетевых информационных ресурсов является образовательным (электронные библиотеки, базы данных, деловые ресурсы Интернета).

  2. Исторически первыми и наиболее обширными хранилищами ресурсов знаний были библиотеки. Они существуют веками и содержат почти весь объем знаний, накопленный человечеством. Но доступ к традиционным библиотекам ограничен территориальным расположением библиотеки, наличием свободного экземпляра издания и т.п. Все эти ограничения могут быть преодолены электронными библиотеками. Электронные библиотеки в последнее десятилетие развиваются быстрыми темпами, однако их наполнение полнотекстовыми изданиями во многом ограничено техническими возможностями и законодательными нормами.

  3. В образование входят информационные ресурсы, которые ранее практически не использовались в учебном процессе, такие, как профессиональные базы данных и деловые ресурсы Интернета. Эти ресурсы имеют большое значение для практической подготовки студентов и слушателей в решении задач на основе реальной информации.

  4. Использование информационных ресурсов в образовании можно условно разделить на два этапа: первый - обучение работе с информационными ресурсами, второй - обучение на основе мировых информационных ресурсов.Владение достаточными знаниями и умениями для работы с информационными ресурсами позволяет специалисту получать оперативный доступ к информационным ресурсам на более выгодной основе и использовать их более эффективно.

На основе доступа к информационным ресурсам специалист может самостоятельно приобретать необходимые ему для работы профессиональные знания. Преподаватель в данном виде обучения выступает в роли консультанта по работе с информационными ресурсами.