§ 3. Аппроксимация при помощи кривых и поверхностей Безье
Многочлены Безье используются для приближённой пара-метрической аппроксимации в том случае, когда нужно провести плавную кривую, проходящую вблизи множества точек – ориентиров. Французский математик Безье разрабо-тал их, выполняя исследования для фирмы «Рено».
В многочленах Безье в качестве базисных функций используются полиномы Бернштейна
108
B(m,p,i)=Ci m *pi * (1-p)m-i (5.13),
где Сim = m! / [i! (m-i)!] - число сочетаний из i по m .
Полиномы Бернштейна могут быть интерпретированы, как слагаемые в биноме Ньютона следующего вида:
1m = [p + (1-p)] m = p m + mp m-1 (1-p) + 0,5m(m-1)pm-2(1-p)2+ . . . + m p (1-p) m-1+ (1-p) m
Допустим, заданы m+1 упорядоченная точка – ориентир P0 , P1,…,Pm на плоскости 0xy. Координаты каждой точ-ки Pi = (xi, yi) .Ломаная, которая последовательно соединяет
Рис.5.5
точки P0, …,Pm (Рис.5.5), называется опорной:
Многочлен Безье вводится следующим образом:
Его можно представить как приведенный выше бином Ньютона, у которого каждое i-ое слагаемое умножается на точку Pi. Полиномы Бернштейна являются базисными функциями. Параметр кривой р изменяется на кривой в пределах 0 р 1.Уравнение справедливо для точек любой размерности – и для плоских и для пространственных.
109
Примеры:
Свойства кривых Безье .
Кривая Безье проходит через первую и последнюю точку кривой:P(0)=P0 , P(1)=Pm. Во внутренних точках кривой 0 < p <1.
В точках P(0)=P0 , P(1)=Pm кривая касается, соответ-ственно, отрезков P0P1 , Pm-1Pm опорной ломаной.
Точность приближения многочлена Безье к точкам – ориентирам можно сколь угодно увеличить, вводя крат-ные точки, когда в одной физической точке распола-гается не одна , а несколько точек - ориентиров.
Сумма коэффициентов в кривых Безье всегда равна 1. Это следует из вышеприведенного бинома Ньютона.
На Рис.5.7 показано изменение формы многочлена Безье при кратности средней точки , равной 1,2,3 (кривые 1,2,3). Если в каждой точке-ориентире кратность устремить к бес-конечности, то многочлен Безье в пределе будет стремиться к опорной ломаной.
110
Поверхности Безье, как и кривые, используются в тех случаях, где требуется не точное прохождение поверхности через множество заданных пространственных точек, а получение гладких поверхностей эстетичного вида, проходящих вблизи этих точек. Они определяются как тензорное произведение двух полиномов Безье, с использованием двух параметров u и v :
где {Рi j } - двумерный список точек в пространстве, с помощью которых задаётся поверхность, а (m+1) и (n+1) – количество точек по u и v.
Поверхность Безье, как и кривая, точно проходит только через крайние (угловые) точки заданной матрицы. Например, для m=n=2 уравнение поверхности примет вид:
111
где — матрица из координат опорных точек.
Рис 5.8
Для визуализации поверхности проводятся линии уровня. Линии уровня по u описываются уравнением:
112
где v0=const, 0 ≤ u ≤ 1.
Линии уровня по v вводятся аналогично.
Программы на языке AutoLISP для построения плоской и пространственной кривой Безье в среде AutoCAD даны в Приложении (bez_2d, bez_3d) . Функция BEZP на языке Autolisp для построения линий уровня поверхности Безье и проекций её линий уровня на плоскость z=0 , а также соответствующая отладочная функция приведены в Приложении.
Задачи.
1. Написать программу, рекурсивно вычисляющую для заданного m последовательность чисел сочетаний С0 m ,
С1 m , С2 m ,…, Сm-1 m , Сm m.
2. C помощью программы bez_2d смоделировать плоские кривые, близкие по форме к а) цифре “8”, б) цифре “3”, в) цифре “6”, г) букве “с”, д) букве “е”, д) букве “s”.
113
- Глава 1. Основные виды геометрических объектов
- §1. Основные аналитические способы задания кривых
- §2. Виды кривых
- §3. Основные способы задания прямых
- §4. Способы задания окружностей и их дуг
- §6. Виды поверхностей
- Пример 2.Уравнение конуса второй степени
- §7. Основные способы задания плоскостей
- §8. Аналитические способы задания пространственных тел
- Глава 2. Интерполяция кривых и поверхностей алгебраическими полиномами
- §1. Основные способы моделирования кривых. Интерполяция и аппроксимация
- §2. Интерполирование кривых с помощью алгебраических полиномов канонического вида
- §3. Интерполирование по однократным узлам. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона
- §4. Интерполирование по двукратным узлам. Интерполяционные многочлены Эрмита
- §5. Интерполирование поверхностей
- 5.1. Интерполирование по однократным узлам. Билинейные поверхности
- 5.2. Интерполирование по двукратным узлам
- Глава 3. Моделирование кривых и поверхностей при помощи сплайнов
- I. Построение локальных сплайнов.
- II. Построение интерполяционных сплайнов.
- §1. Интерполирование кривых и поверхностей с помощью локальных сплайнов
- 1.1 Построение сплайнов по однократным узлам
- 1.2 Интерполирование по двукратным узлам
- §2. Построение интерполяционных сплайнов.
- 2.2. Кубические интерполяционные сплайны
- §3. Интерполяция с помощью в-сплайнов
- Глава 4. Интерполирование поверхностей по линиям
- §1.Интерполирование по кривым (линейчатые или плазовые поверхности)
- §2. Линейные поверхности Кунса
- §3. Обобщенные поверхности Кунса
- Глава 5. Аппроксимация алгебраическими полиномами
- §1. Аппроксимация по методу наименьших квадратов
- §2. Аппроксимация алгебраическими многочленами по критерию наилучшего равномерного приближения
- § 3. Аппроксимация при помощи кривых и поверхностей Безье
- Глава 6. Модели объектов. Плоские и пространственные линейные преобразования
- §1. Модели (структуры данных) графических объектов
- §2. Задание плоских и пространственных линейных преобразований при помощи уравнений связи
- § 3. Однородные координаты. Матричные представления линейных преобразований
- Задачи. Записать прямые и обратные матрицы элемен-тарных преобразований, при помощи которых можно осу-ществить следующие действия:
- § 4. Составные линейные преобразования
- § 5. Линейные преобразования каркасных моделей
- Глава 7.Проективные изображения трехмерных объектов
- §1. Аксонометрические проекции
- 1.1.Ортогональные проекции
- 1.2 Диметрические проекции
- Куб Диметрическая проекция
- 1. 3. Изометрическая проекция
- §2. Перспективные проекции
- §3. Построение проективных векторных изображений трёхмерных объектов
- Глава 8. Графические базы данных (гбд)
- §1. Структура и схема функционирования типовых гбд
- §2. Постановка задачи проектирования гбд в графической системе AutoCad
- Точки привязки
- §3. Разработка структуры гбд
- §4. Пакетные файлы гбд
- §5. Параметрические функции гбд
- §6. Создание библиотек слайдов гбд
- §7. Модификация основного меню AutoCad 2000
- 7.1. Файл меню. Его разделы. Управляющие символы
- 7.2. Модификация всплывающего и падающего меню AutoCad2000
- 7.3. Модификация экранного меню AutoCad2000
- 7.4. Модификация графического меню AutoCad2000
- §8. Использование разработанной базы данных
- Глава 9. Создание реалистических изображений
- § 1. Пространственные модели
- §2. Геометрическое моделирование объектов сложной формы
- § 3. Текстуры
- § 4. Основные операции при построении реалистических изображений
- § 5. Моделирование источников освещения и расчёт освещённости малых участков поверхности объектов
- § 6. Моделирование отражающих свойств поверхностей
- § 7. Моделирование отражения от поверхности (затенение)
- § 8. Удаление невидимых граней. Расчёт теней
- §9. Создание стереоскопического эффекта
- §10. Анимация
- Порядок выполнения и примерные темы курсовых работ
- Литература