logo search
мир_умк_самый последний

1. Первичная и тиражированная информация

Рынок в настоящее время является важным способом распространения информации, хотя значительная ее часть в отличие от большинства экономических благ распределяется и нерыночным образом.

Информационный рынок не является качественно однородным — он делится на рынок информации первичной, оригинальной и рынок тиражированной информации. Последний есть разновидность рынка материальных благ, и потому здесь не рассматривается.

Первичная информация — это уникальный товар, имеющийся в одном экземпляре, доступный одному или нескольким, не связанным между собой, субъектам. Информацию можно произвести лишь однажды, т. е. это единичный процесс, а тиражирование и распространение ее — другие процессы, схожие с производством однородных промышленных товаров.

В отличие от физических товаров информация, как правило, всегда создается для конкретного потребителя, ее производство не начинается, пока не заявлена соответствующая потребность и не подтверждено намерение ее оплатить.

Фраза «спрос рождает предложение» в полной мере характеризует рынок первичной информации. Кроме того, информация есть быстро портящийся товар, а потому время его реализации жестко фиксировано.

В общем, временная ограниченность реализации информации обусловлена ее специфическими свойствами, рассмотренными выше; прежде всего ее уместностью лишь в данной конкретной ситуации, крайне субъективной ценностью и, соответственно, быстрым моральным устареванием. Если информация произведена после того, как изменилась ситуация, породившая потребность в ней, она не сможет быть продана в силу утраты своего главного свойства — снижения неопределенности.

Рынок первичной информации — это особый рынок, здесь действуют законы, не характерные для процессов купли-продажи материальных благ. К. его характерным чертам относятся следующие взаимосвязанные моменты:

Специфика рынка первичной информации определяет специфику самой ИЭ, заключающейся в ее более высокой гуманистичности по сравнению с индустриальной, большей обращенности к конкретному человеку — личности, нежели к массам людей.

Рынок информации в постиндустриальных странах является системообразующим. Базирующийся на информационной индустрии, он предоставляет возможность наиболее оптимального и динамичного развития всем остальным рынкам, способствует интенсификации всех форм и направлений творческой деятельности.

Начало формирования рынка первичной информации как отдельного самостоятельного явления относится примерно к середине 50-х годов XX века. К началу 90-х годов более или менее четко обозначились особые закономерности его функционирования и развития.