8.1. Определение, назначение и классификация сетей
Необходимость организации оперативного обмена информацией, разделения и более равномерной загрузки дорогостоящих ресурсов, создания гибкой рабочей среды привели к необходимости создания сетей ЭВМ.
Сеть можно определить как группу компьютеров (ЭВМ и терминалов), соединенных между собой при помощи коммутационного оборудования (специальной аппаратуры) и программного обеспечения, обеспечивающего обмен информацией между компьютерами данной группы. В сеть могут объединяться компьютеры различных типов (мэйнфреймы, RISC- и CISC-компьютеры и т.п.). Компьютеры, объединенные в сеть, функционируют как единая вычислительная система.
Компьютер, подключенный к сети, на котором работает ее пользователь, называют обычно рабочей или терминальной станцией (РС), это компьютер, через который пользователь получает доступ к сети. Таким образом, рабочая станция всегда связана с работой в сети конкретного пользователя, с решением конкретных прикладных задач.
Существуют компьютеры, которые используются как управляющие центры в сети, с которыми не работает непосредственно пользователь. Такие компьютеры называют серверами. Сервер имеет ресурсы и осуществляет управление ими, обеспечивая доступ к ним от других узлов сети.
Сервер – это узел сети, в котором обеспечивается обслуживание функционирования других компьютеров сети путем управления распределением дорогостоящих ресурсов совместного использования (например, файловый процессор (или файл-сервер), управляющий дисковыми накопителями, обеспечивающий хранение и архивное обслуживание информации для компьютеров в сети, сервер печати и т.п.), обеспечения соединения с другими средствами сети (т.е. серверы – это коммутационные процессоры, обеспечивающие связь рабочих станций).
При описании сетей часто используется понятие хост-компьютера. Хост-компьютер (host computer, service computer) – это главная ЭВМ, присоединенная к сети и реализующая сетевые протоколы таким образом, что ее ресурсы становятся доступными через сеть. Иногда все узлы сети делят на две большие группы: процессоры передачи данных и связные коммутаторы объединяют в первую группу, а все остальные машины относят ко второй группе и называют хост-компьютерами, объединяя таким образом и service computers, и user computers (т.е. машины пользователей).
Существуют различные типы сетей.
Если компьютеры, объединенные в сеть, расположены недалеко друг от друга и соединены с помощью высокоскоростных адаптеров и цифровых линий связи, то такую сеть называют локальной вычислительной сетью (ЛВС). Локальная вычислительная сеть (LAN – Local Area Network) – это группа расположенных в пределах некоторой территории компьютеров (в одной комнате, в одном или нескольких рядом стоящих зданиях), совместно использующих информационные, программные и аппаратные ресурсы.
Локальные сети по способу «распределения обязанностей» между компьютерами, включенными в сеть, делят на одноранговые сети и сети с выделенным сервером.
В сетях с выделенным сервером (их иногда называют сетями клиент-серверного типа) выделяется компьютер, играющий роль сервера, т.е. предоставляющий свои ресурсы в распоряжение пользователей, работающих на других компьютерах в сети, управляющий доступом пользователей к этим ресурсам. Остальные компьютеры в сети являются клиентами этого сервера, обращаются к нему с запросами на обслуживание для получения доступа к его ресурсам. Тип ресурса, которым управляет сервер, определяет и тип сервера (файл-сервер, сервер печати и т.п.). На сервере устанавливается специальная сетевая ОС, обеспечивающая выполнение функций сервера (например: Novell NetWare, Windows NT Server и т.п.). На рабочих станциях также устанавливается специальное клиентское ПО (ОС со встроенными сетевыми средствами (например, Windows NT Workstation или Windows 95/98) или оболочка рабочей станции (например, оболочка Novell NetWare для MS‑DOS)).
Одноранговые сети включают несколько компьютеров, каждый из которых может играть роль сервера, предоставляя в распоряжение других компьютеров свои ресурсы (каталоги, принтеры и т.п.). Таким образом, компьютеры могут «меняться ролями», выполнять функции как клиентов, так и серверов. Работа одноранговых сетей обеспечивается также операционными системами (например, Windows 95/98).
Эти два класса сетей различаются по своим характеристикам. В одноранговые сети обычно объединяется небольшое количество компьютеров (до 10), в сети с выделенными серверами – десятки и сотни компьютеров. Сети с выделенным сервером обеспечивают более жесткие требования к защите информационных ресурсов.
В настоящее время существует тенденция к объединению двух типов сетей, т.е. создаются сети с выделенными серверами, поверх которых строятся одноранговые сети (например, на основе операционных систем Microsoft). Это позволяет реализовать преимущества каждого класса сетей.
Локальные вычислительные сети масштаба предприятия могут включать в себя несколько сетей, в них могут использоваться разные сетевые архитектуры, или топологии. Такие сети называют мультисетями.
Если в сеть объединяются отдельные территориально рассредоточенные компьютеры или локальные сети, расположенные на значительном удалении друг от друга, то связь обычно осуществляется через модемы и дальние низкоскоростные аналоговые линии связи, а сети такого типа называют глобальными сетями. Глобальные сети (WAN – Wide Area Network) объединяют компьютеры, расположенные в разных географических областях. Они охватывают расстояния в сотни и тысячи километров.
Кроме того, сети передачи данных делятся на два больших класса: сети общего пользования (коммунальные) и частные сети.
Общедоступные сети передачи данных предоставляют свои услуги всем желающим за определенную плату. Сети общего пользования строятся телекоммуникационными компаниями или государственными учреждениями, предоставляемые ими средства совместно используются компьютерами и терминалами многих фирм или учреждений. Любой компьютер, включенный в сеть, может послать информацию любому другому компьютеру, если это не нарушает правил системы защиты и принятые ограничения.
В настоящее время широко используются сети масштаба предприятия, или корпоративные сети, объединяющие отдельные компьютеры и локальные сети, принадлежащие одному предприятию. Связь в этих сетях обычно осуществляется через выделенные или принадлежащие данному предприятию линии и средства связи. Частные сети организуются в рамках одной корпорации или государственного учреждения. Их создатели арендуют линии связи для частного пользования, конструируют сеть с помощью своих средств коммутации. В настоящее время большинство частных сетей строится на базе выделенных арендуемых линий, а не на базе коммунальных коммутируемых сетей передачи данных.
- Основы информатики и информационных технологий
- Оглавление
- Глава 8. Сети и сетевые технологии 112
- Глава 9. Ащита информации 129
- Предисловие
- Раздел 1. Введение в информатику
- Глава 1. Информатика и предмет ее исследования
- Глава 2. Понятие информации
- 2.1. Определение и свойства информации
- 2.2. Особенности экономической информации
- Глава 3. Роль информации в управлении
- 3.1. Одноконтурная схема управления экономическими системами
- 3.2. Информация и информационные системы в управлении
- Глава 4. Кодирование и представление информации
- 4.1. Основные определения
- 4.2. Связь между системами счисления
- 4.3. Системы счисления, используемые в эвм
- 4.4. Внутреннее представление данных в памяти компьютера
- 4.4.1. Представление чисел
- 4.4.2. Представление текстовых данных
- 4.4.3. Представление мультимедийной информации
- 4.5. Представление данных во внешней памяти компьютера
- Глава 5. Основы алгоритмизации
- 5.1. Определение и свойства алгоритмов
- 5.2. Основные этапы и методы разработки алгоритмов
- 5.3. Основные способы описания алгоритмов
- Раздел 2. Основы информационных технологий
- Глава 6. Аппаратное обеспечение вычислительных систем
- 6.1. Понятие архитектуры и принципы устройства вычислительных систем
- 6.2. Устройство персонального компьютера
- 6.2.1. Конфигурация персонального компьютера
- 6.2.2. Характеристики процессора
- 6.2.3. Организация памяти персонального компьютера
- 6.2.4. Устройства ввода/вывода
- 6.2.5. Внешние запоминающие устройства
- 6.3. Тенденции совершенствования архитектуры
- Глава 7. Программное обеспечение
- 7.1. Понятие программы
- 7.2. Классификация программного обеспечения
- 7.3. Системное программное обеспечение
- 7.3.1. Операционные системы
- Определение и функции операционных систем
- Классификация операционных систем
- Функция управления процессами
- Управление основными ресурсами
- Управление данными. Файловая система
- Управление внешними устройствами и организация ввода/вывода
- Интерфейс с пользователем
- 7.3.2. Операционные оболочки
- 7.3.3. Средства контроля и диагностики
- 7.3.4. Системы программирования
- 7.4. Системы управления базами данных
- 7.4.1. Основные понятия
- 7.4.2. Реляционный подход к управлению бд
- «Магазины»
- «Владельцы»
- «Магазины-Владельцы»
- «Поставки»
- «Товар»
- «Поставки»
- 7.4.3. Назначение и классификация субд
- 7.4.4. Средства описания и манипулирования данными в субд
- 7.4.5. Объектно-ориентированные субд
- 7.4.6. Категории пользователей
- 7.5. Прикладное программное обеспечение
- Глава 8. Сети и сетевые технологии
- 8.1. Определение, назначение и классификация сетей
- 8.2. Способы передачи информации, коммутация и маршрутизация в сетях
- 8.3. Организация взаимодействия в сетях
- 8.4. Топология сетей и методы доступа
- 8.5. Глобальная сеть Internet
- 8.5.1. Идентификация компьютеров в сети
- 8.5.2. Услуги Internet
- 8.5.3. Всемирная паутина World Wide Web
- 8.5.4. Электронная почта
- 8.5.5. Навигационные средства для Internet
- 8.6. Корпоративные сети на основе технологий Internet
- Глава 9. Защита информации
- 9.1. Информация как продукт
- 9.2. Концепция защищенной вс
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Этапы разработки системы защиты
- 9.2.3. Общая классификация вторжений и характеристика угроз
- 9.2.4. Система защиты
- 9.2.5. Защита объектов на регистрационном уровне и контроль доступа
- 9.3. Криптографические средства защиты информации
- 9.3.1. Основные понятия
- 9.3.2. Криптографические протоколы
- 9.3.3. Электронно-цифровые подписи и открытые сделки
- 9.3.4. Использование криптографической защиты в программных продуктах
- 9.3.5. Условия и ограничения использования криптографической защиты
- 9.4. Программные закладки и вирусы
- 9.5. Хакеры и проблема безопасности информационных систем
- 9.6. Защита информации от потери в результате сбоев
- 9.7. Правовая защита информации и программного обеспечения
- Глава 10. Интегрированные пакеты прикладных программ офисного назначения
- 10.1. Общая характеристика офисных пакетов
- 10.2. Основы редактирования текстовых документов
- 10.3. Использование электронных таблиц
- 10.4. Системы электронного перевода
- 10.5. Системы оптического распознавания текстов
- 10.6. Интеграция систем распознавания текстов, компьютерного перевода и офисных пакетов
- 10.7. Электронные презентации
- 10.8. Графические редакторы
- 10.9. Правовые системы
- 10.10. Учетные системы
- Глава 11. Системы аналитической обработки данных и искусственного интеллекта
- 11.1. Средства анализа данных математических пакетов
- 11.2. Введение в системы искусственного интеллекта
- 11.2.1. Основы экспертных систем
- 11.2.2. Представление и использование нечетких знаний
- 11.2.3. Нейронные системы и сети
- 11.2.4. Системы извлечения знаний
- 11.2.5. Инструментальные средства создания интеллектуальных приложений
- Раздел 3. Современные информационные технологии в экономике и управлении
- Глава 12. Основные понятия
- Глава 13. Эволюция информационных технологий
- Глава 14. Классификация информационных систем
- Глава 15. Корпоративные системы
- 15.1. Типовые технические решения
- 15.2. Корпоративные информационные порталы
- 15.3. Серверы BizTalk как основа средств интеграции информационных систем
- Глава 16. Методы и средства разработки информационных систем
- 16.1. Жизненный цикл информационных систем
- 16.1.1. Процессы жизненного цикла ис
- 16.1.2. Модели жизненного цикла
- 16.2. Методы и средства структурного анализа
- 16.3. Объектно-ориентированный подход к разработке информационных систем
- 16.4. Компонентно-ориентированные средства разработки ис
- Глава 17. Стандарты создания информационных систем
- 17.1. Стандарты кодирования и представления информации
- 17.1.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
- 17.1.2. Нормативная база системы классификации и кодирования
- 17.2. Унификация и стандартизация документов
- 17.3. Поддержка стандартов управления бизнес-системами
- 17.3.1. Информационные технологии и реинжиниринг
- 17.3.2 Описание стандарта mrp II
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства
- Общее планирование мощностей
- Mrp, или планирование потребностей в материалах
- Crp, или планирование потребностей в мощностях
- Drp, или планирование потребностей в распределении
- Глава 18. Основы электронной коммерции
- 18.1. Этапы развития электронной коммерции
- 18.2. Секторы рынка электронной коммерции
- 18.3. Инструментарий электронной коммерции
- 18.4. Электронные платежные системы
- Глава 19. Введение в мобильный бизнес
- 19.1. Возможности мобильного бизнеса
- 19.2. Обзор существующих технологий мобильного бизнеса
- 19.2.1. Терминальные устройства
- 19.2.2. Современные технологии построения цифровых каналов связи
- 19.2.3. Стандарты мобильного Internet
- 19.2.4. Проблемы мобильного Internet
- 19.2.5. Операционные системы для мобильных устройств
- 19.2.6. Средства разработки приложений мобильного бизнеса
- Библиографический список