§ 4. Основные операции при построении реалистических изображений
Допустим, необходимо построить единичное изображение некоторых объектов, близкое к естественному. Рассмотрим, какие основные факторы в общем случае влияют на реалис-тичность изображения и каким образом они учитываются при его построении.
1. Для каждого объекта должна быть создана или взята из существующих библиотек каркасная модель. Обычно, исходя из предполагаемого разрешения, для всех видов моделей производится тесселяция (tessellation) – приведение к полигональному виду с треугольными гранями требуемого размера. На гранях каркасной модели должны быть заданы текстуры.
189
2. Указывается область 3-х мерного пространства с введён-ной на ней декартовой системой координат Охуz, в которой должно строиться изображение. Обычно эта область назы-вается сценой.
3. Объекты размещаются на сцене в требуемом положении. При этом необходимо для всех вершин каркасной модели выполнить соответствующие операции пространственных вращений, перемещений, изменений масштаба, а затем построить требуемое положение рёбер и граней.
4. На сцене размещаются источники света, а также указы-вается интенсивность рассеянного света (который обычно используется для имитации времени суток).
5. Проецирование поверхности пространственных объектов на плоскость экрана. В зависимости от удалённости и по-ложения объекта используются рассмотренные выше аксоно-метрические или перспективные проекции.
6. Отсечение - удаляются те части объектов, которые 1) не попадают в пределы экрана; 2) удалены от экрана дальше некоторого расстояния, которое определяет предел види-мости.
7. Расчёт освещения граней. Определяется количество световой энергии, которое попадает от источников на грани.
8. Удаление невидимых граней объектов. Для непрозрачных объектов грани исключают из итогового изображения в двух случаях – либо они находятся на невидимой стороне объекта, либо они закрыты гранями другого непрозрачного объекта, более близкого к наблюдателю. У прозрачных объектов производится наложение изображений граней.
9. Расчёт затенения граней – определяется отражение от их поверхности, которое должен видеть наблюдатель.
10. Постпроцессорная (окончательная) обработка. Произво-дится сглаживание стыков граней, удаление лестничного эф-фекта и т.д.
190
После последовательного выполнения описанных операций изображение выводится на экран.
Данные операции могут выполняться различными мето-дами, некоторые могут опускаться и заменяться другими. Для ускорения обработки изображений применяют специальные платы – 3D ускорители, на которых часть операций, – например, матричные умножения однородных координат вершин, расчёт затенений, удаление невидимых граней, постпроцессорная обработка и др. – частично или полностью реализуются аппаратно (т.е. плата содержит специали-зированные процессоры по выполнению этих операций).
- Глава 1. Основные виды геометрических объектов
- §1. Основные аналитические способы задания кривых
- §2. Виды кривых
- §3. Основные способы задания прямых
- §4. Способы задания окружностей и их дуг
- §6. Виды поверхностей
- Пример 2.Уравнение конуса второй степени
- §7. Основные способы задания плоскостей
- §8. Аналитические способы задания пространственных тел
- Глава 2. Интерполяция кривых и поверхностей алгебраическими полиномами
- §1. Основные способы моделирования кривых. Интерполяция и аппроксимация
- §2. Интерполирование кривых с помощью алгебраических полиномов канонического вида
- §3. Интерполирование по однократным узлам. Интерполяционные многочлены Лагранжа и Ньютона
- §4. Интерполирование по двукратным узлам. Интерполяционные многочлены Эрмита
- §5. Интерполирование поверхностей
- 5.1. Интерполирование по однократным узлам. Билинейные поверхности
- 5.2. Интерполирование по двукратным узлам
- Глава 3. Моделирование кривых и поверхностей при помощи сплайнов
- I. Построение локальных сплайнов.
- II. Построение интерполяционных сплайнов.
- §1. Интерполирование кривых и поверхностей с помощью локальных сплайнов
- 1.1 Построение сплайнов по однократным узлам
- 1.2 Интерполирование по двукратным узлам
- §2. Построение интерполяционных сплайнов.
- 2.2. Кубические интерполяционные сплайны
- §3. Интерполяция с помощью в-сплайнов
- Глава 4. Интерполирование поверхностей по линиям
- §1.Интерполирование по кривым (линейчатые или плазовые поверхности)
- §2. Линейные поверхности Кунса
- §3. Обобщенные поверхности Кунса
- Глава 5. Аппроксимация алгебраическими полиномами
- §1. Аппроксимация по методу наименьших квадратов
- §2. Аппроксимация алгебраическими многочленами по критерию наилучшего равномерного приближения
- § 3. Аппроксимация при помощи кривых и поверхностей Безье
- Глава 6. Модели объектов. Плоские и пространственные линейные преобразования
- §1. Модели (структуры данных) графических объектов
- §2. Задание плоских и пространственных линейных преобразований при помощи уравнений связи
- § 3. Однородные координаты. Матричные представления линейных преобразований
- Задачи. Записать прямые и обратные матрицы элемен-тарных преобразований, при помощи которых можно осу-ществить следующие действия:
- § 4. Составные линейные преобразования
- § 5. Линейные преобразования каркасных моделей
- Глава 7.Проективные изображения трехмерных объектов
- §1. Аксонометрические проекции
- 1.1.Ортогональные проекции
- 1.2 Диметрические проекции
- Куб Диметрическая проекция
- 1. 3. Изометрическая проекция
- §2. Перспективные проекции
- §3. Построение проективных векторных изображений трёхмерных объектов
- Глава 8. Графические базы данных (гбд)
- §1. Структура и схема функционирования типовых гбд
- §2. Постановка задачи проектирования гбд в графической системе AutoCad
- Точки привязки
- §3. Разработка структуры гбд
- §4. Пакетные файлы гбд
- §5. Параметрические функции гбд
- §6. Создание библиотек слайдов гбд
- §7. Модификация основного меню AutoCad 2000
- 7.1. Файл меню. Его разделы. Управляющие символы
- 7.2. Модификация всплывающего и падающего меню AutoCad2000
- 7.3. Модификация экранного меню AutoCad2000
- 7.4. Модификация графического меню AutoCad2000
- §8. Использование разработанной базы данных
- Глава 9. Создание реалистических изображений
- § 1. Пространственные модели
- §2. Геометрическое моделирование объектов сложной формы
- § 3. Текстуры
- § 4. Основные операции при построении реалистических изображений
- § 5. Моделирование источников освещения и расчёт освещённости малых участков поверхности объектов
- § 6. Моделирование отражающих свойств поверхностей
- § 7. Моделирование отражения от поверхности (затенение)
- § 8. Удаление невидимых граней. Расчёт теней
- §9. Создание стереоскопического эффекта
- §10. Анимация
- Порядок выполнения и примерные темы курсовых работ
- Литература