Классификация операционных систем
Разные ОС, ориентированные на работу в различных условиях, реализуют свои функции по-разному, предоставляют пользователям разный уровень сервиса. В зависимости от режима работы ОС, от способов реализации основных ее функций операционные системы можно разбить на следующие классы:
– по количеству программ, которые одновременно могут выполняться на ВС, работающей под управлением ОС, различают два класса ОС:
однопрограммные (в каждый момент времени на ВС выполняется только одна программа) и
и много-, или мультипрограммные ВС (на ВС параллельно во времени могут выполняться несколько программ);
– по количеству пользователей, которые одновременно могут работать на ВС, различают:
однопользовательские (ОС обеспечивает возможность работы только одного пользователя) и
многопользовательские (на ВС могут одновременно работать несколько пользователей, каждый из которых выполняет собственные программы во взаимодействии или независимо от других пользователей);
– по режимам работы различают
ОС пакетного режима (задается последовательность и условия выполнения программ (пакет) и система автоматически переходит от выполнения одной программы пакета к другой; таким образом, ВС работает полностью автоматически, «самостоятельно»);
интерактивные ОС (реализуют диалоговый режим работы пользователя, обеспечивая приемлемое время реакции системы на запросы пользователя);
ОС реального времени (обеспечивают отклик системы в течение ограниченного интервала времени; ответ, полученный позднее, считается неверным, что равносильно его отсутствию вообще).
В однопрограммных ОС все ресурсы ВС отдаются в распоряжение единственной загруженной на выполнение программы. Поэтому эти ОС являются наиболее простыми и не требуют для своего выполнения мощных ресурсов. Более того, они «не умеют» распоряжаться большими ресурсами. Примером такой ОС можно считать MS‑DOS (MicroSoft Disk Operating System). Эта ОС без дополнительно установленных расширений может работать только с 1 Мб оперативной памяти, из которых часть резервируется за компонентами самой ОС, а для выполнения программ пользователя остается лишь 640 Кб. Система управления дисками этой ОС также ограничена: ее файловая система FAT может размещаться на дисках с размером не больше 2 Гб. В MS‑DOS не реализованы какие-либо средства защиты, любая программа может выполнить любую операцию. Данная ОС использует базовый (реальный режим работы процессоров).
Многопрограммные (мультипрограммные) ОС обеспечивают параллельное выполнение нескольких программ. Поэтому такие ОС должны обеспечить эффективное распределение ресурсов между ними, защиту программ друг от друга, от ошибок, которые могут произойти при выполнении одной из программ (ошибки одной программы не должны помешать выполнению другой). Кроме того, программы во время выполнения могут взаимодействовать, обмениваться данными друг с другом, поэтому ОС должна обеспечить эффективные механизмы реализации такого взаимодействия.
В современных ОС введено еще одно понятие – многозадачность. Задача (поток, нить управления, тред – thread) в ОС соответствует подзадаче, решаемой в рамках программы (например, при работе с текстовым редактором можно выделить подзадачи редактирования текста, печати документа, проверки правописания и т.п.). Многозадачные ОС реализуют принцип мультипрограммирования в рамках одной программы, т.е. при выполнении одной программы параллельно может выполняться несколько задач (пользователь, отправив документ на печать, может в это время заняться редактированием другого документа, включив фоновую проверку орфографии и грамматики). Все современные ОС для ПК являются многозадачными. Примерами таких систем служат ОС фирмы Microsoft (Windows 9x (95/98/ME), операционные системы, основанные на технологии NT (New Technology) – Windows NT, семейства Windows 2000 и Windows XP), OS/2 фирмы IBM, ОС UNIX, сетевая ОС Novell NetWare и др.
Однопользовательские системы могут быть как одно-, так и многопрограммными (MS‑DOS и Windows 9x). Многопользовательские ОС обязательно являются мультипрограммными (ОС для мэйнфрейма IBM/390, сетевые ОС).
Современные ОС обеспечивают различные режимы выполнения программ: на одном и том же компьютере могут выполняться как программы в интерактивном режиме, так и программы реального времени (например, пользователь работает с текстовым процессором или электронной таблицей, взаимодействуя с ними, а в это время в реальном времени выполняются коммуникационные программы, обеспечивающие доступ к удаленным ресурсам по сети, передачу сообщений). Пользователь может составить «пакет», который система должна будет выполнить «самостоятельно», создав командный файл или сценарий на специальном языке, предоставляемом в его распоряжение.
- Основы информатики и информационных технологий
- Оглавление
- Глава 8. Сети и сетевые технологии 112
- Глава 9. Ащита информации 129
- Предисловие
- Раздел 1. Введение в информатику
- Глава 1. Информатика и предмет ее исследования
- Глава 2. Понятие информации
- 2.1. Определение и свойства информации
- 2.2. Особенности экономической информации
- Глава 3. Роль информации в управлении
- 3.1. Одноконтурная схема управления экономическими системами
- 3.2. Информация и информационные системы в управлении
- Глава 4. Кодирование и представление информации
- 4.1. Основные определения
- 4.2. Связь между системами счисления
- 4.3. Системы счисления, используемые в эвм
- 4.4. Внутреннее представление данных в памяти компьютера
- 4.4.1. Представление чисел
- 4.4.2. Представление текстовых данных
- 4.4.3. Представление мультимедийной информации
- 4.5. Представление данных во внешней памяти компьютера
- Глава 5. Основы алгоритмизации
- 5.1. Определение и свойства алгоритмов
- 5.2. Основные этапы и методы разработки алгоритмов
- 5.3. Основные способы описания алгоритмов
- Раздел 2. Основы информационных технологий
- Глава 6. Аппаратное обеспечение вычислительных систем
- 6.1. Понятие архитектуры и принципы устройства вычислительных систем
- 6.2. Устройство персонального компьютера
- 6.2.1. Конфигурация персонального компьютера
- 6.2.2. Характеристики процессора
- 6.2.3. Организация памяти персонального компьютера
- 6.2.4. Устройства ввода/вывода
- 6.2.5. Внешние запоминающие устройства
- 6.3. Тенденции совершенствования архитектуры
- Глава 7. Программное обеспечение
- 7.1. Понятие программы
- 7.2. Классификация программного обеспечения
- 7.3. Системное программное обеспечение
- 7.3.1. Операционные системы
- Определение и функции операционных систем
- Классификация операционных систем
- Функция управления процессами
- Управление основными ресурсами
- Управление данными. Файловая система
- Управление внешними устройствами и организация ввода/вывода
- Интерфейс с пользователем
- 7.3.2. Операционные оболочки
- 7.3.3. Средства контроля и диагностики
- 7.3.4. Системы программирования
- 7.4. Системы управления базами данных
- 7.4.1. Основные понятия
- 7.4.2. Реляционный подход к управлению бд
- «Магазины»
- «Владельцы»
- «Магазины-Владельцы»
- «Поставки»
- «Товар»
- «Поставки»
- 7.4.3. Назначение и классификация субд
- 7.4.4. Средства описания и манипулирования данными в субд
- 7.4.5. Объектно-ориентированные субд
- 7.4.6. Категории пользователей
- 7.5. Прикладное программное обеспечение
- Глава 8. Сети и сетевые технологии
- 8.1. Определение, назначение и классификация сетей
- 8.2. Способы передачи информации, коммутация и маршрутизация в сетях
- 8.3. Организация взаимодействия в сетях
- 8.4. Топология сетей и методы доступа
- 8.5. Глобальная сеть Internet
- 8.5.1. Идентификация компьютеров в сети
- 8.5.2. Услуги Internet
- 8.5.3. Всемирная паутина World Wide Web
- 8.5.4. Электронная почта
- 8.5.5. Навигационные средства для Internet
- 8.6. Корпоративные сети на основе технологий Internet
- Глава 9. Защита информации
- 9.1. Информация как продукт
- 9.2. Концепция защищенной вс
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Этапы разработки системы защиты
- 9.2.3. Общая классификация вторжений и характеристика угроз
- 9.2.4. Система защиты
- 9.2.5. Защита объектов на регистрационном уровне и контроль доступа
- 9.3. Криптографические средства защиты информации
- 9.3.1. Основные понятия
- 9.3.2. Криптографические протоколы
- 9.3.3. Электронно-цифровые подписи и открытые сделки
- 9.3.4. Использование криптографической защиты в программных продуктах
- 9.3.5. Условия и ограничения использования криптографической защиты
- 9.4. Программные закладки и вирусы
- 9.5. Хакеры и проблема безопасности информационных систем
- 9.6. Защита информации от потери в результате сбоев
- 9.7. Правовая защита информации и программного обеспечения
- Глава 10. Интегрированные пакеты прикладных программ офисного назначения
- 10.1. Общая характеристика офисных пакетов
- 10.2. Основы редактирования текстовых документов
- 10.3. Использование электронных таблиц
- 10.4. Системы электронного перевода
- 10.5. Системы оптического распознавания текстов
- 10.6. Интеграция систем распознавания текстов, компьютерного перевода и офисных пакетов
- 10.7. Электронные презентации
- 10.8. Графические редакторы
- 10.9. Правовые системы
- 10.10. Учетные системы
- Глава 11. Системы аналитической обработки данных и искусственного интеллекта
- 11.1. Средства анализа данных математических пакетов
- 11.2. Введение в системы искусственного интеллекта
- 11.2.1. Основы экспертных систем
- 11.2.2. Представление и использование нечетких знаний
- 11.2.3. Нейронные системы и сети
- 11.2.4. Системы извлечения знаний
- 11.2.5. Инструментальные средства создания интеллектуальных приложений
- Раздел 3. Современные информационные технологии в экономике и управлении
- Глава 12. Основные понятия
- Глава 13. Эволюция информационных технологий
- Глава 14. Классификация информационных систем
- Глава 15. Корпоративные системы
- 15.1. Типовые технические решения
- 15.2. Корпоративные информационные порталы
- 15.3. Серверы BizTalk как основа средств интеграции информационных систем
- Глава 16. Методы и средства разработки информационных систем
- 16.1. Жизненный цикл информационных систем
- 16.1.1. Процессы жизненного цикла ис
- 16.1.2. Модели жизненного цикла
- 16.2. Методы и средства структурного анализа
- 16.3. Объектно-ориентированный подход к разработке информационных систем
- 16.4. Компонентно-ориентированные средства разработки ис
- Глава 17. Стандарты создания информационных систем
- 17.1. Стандарты кодирования и представления информации
- 17.1.1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
- 17.1.2. Нормативная база системы классификации и кодирования
- 17.2. Унификация и стандартизация документов
- 17.3. Поддержка стандартов управления бизнес-системами
- 17.3.1. Информационные технологии и реинжиниринг
- 17.3.2 Описание стандарта mrp II
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства
- Общее планирование мощностей
- Mrp, или планирование потребностей в материалах
- Crp, или планирование потребностей в мощностях
- Drp, или планирование потребностей в распределении
- Глава 18. Основы электронной коммерции
- 18.1. Этапы развития электронной коммерции
- 18.2. Секторы рынка электронной коммерции
- 18.3. Инструментарий электронной коммерции
- 18.4. Электронные платежные системы
- Глава 19. Введение в мобильный бизнес
- 19.1. Возможности мобильного бизнеса
- 19.2. Обзор существующих технологий мобильного бизнеса
- 19.2.1. Терминальные устройства
- 19.2.2. Современные технологии построения цифровых каналов связи
- 19.2.3. Стандарты мобильного Internet
- 19.2.4. Проблемы мобильного Internet
- 19.2.5. Операционные системы для мобильных устройств
- 19.2.6. Средства разработки приложений мобильного бизнеса
- Библиографический список