logo search
Компьютерная графика / МАШ_ГРАФИКА

Глава 7.Проективные изображения трехмерных объектов

В машинной графике термин проекция обычно использу-ется для обозначения отображения трехмерного объекта на плоскости, при котором информация о глубине объекта теряется.

При проецировании элементы изображений могут изме-няться (длины отрезков, величины углов), а также вырож-даться ( линия - в точку, плоская фигура - в линию). Изме-нение линейных размеров в общем случае характеризуется коэффициентами искажения U, V, W по осям x, y, z.

Обозначим составляющие некоторого отрезка l по осям х, у, z через (lх , lу , lz), а проекции этих составляющих – че-рез (lх , lу , lz ). Коэффициентами искажения по осям х, у, z называют отношения:

U = lх / lх , V = ly / ly , W = lz / lz .

Для коэффициентов U, V, W у всех проекций выполняется следующее соотношение:

U2 + V2 + W2 = 2 (7.1)

Декартовы системы координат, связываемые с объектами наблюдения, обычно вводят таким образом, чтобы их оси по направлению совпадали с рёбрами объектов, координатные плоскости были параллельны граням. Каждый вид проекций соответствует некоторому положению наблюдателя отно-сительно объекта и , соответственно, связанной с ним систе-мы координат. Точка, в которой располагается наблю-датель, называется центром проецирования. Положение этой точки полностью определяет характер искажений наблюдаемого трёхмерного объекта в получаемом плоском его изображении.

При проективных преобразованиях координат точек, принадлежащих наблюдаемому объекту, по их истинным величинам (x, y, z) рассчитываются видимые (x*, y*, z*) ,

130

которые, как правило, отличаются от иcходных. Если про-ективное преобразование является линейным, то его можно осуществить путём умножения вектора однородных коор-динат слева на некоторую матрицу М. Отметим, что у мат-риц проективных преобразований detM=0, поскольку теряется информация вдоль одной из трёхмерных осей (не обязательно совпадающей с координатной). В том случае, если проективное преобразование не линейно, применяют иные преобразования.