logo
Базы знаний интелл

7.3.2. Общение с пользователем и опрос испытуемых

Как следует из Н-диаграммы, представленной на рис. 7.4, подопции Cattell-меню различны для режима «Испытуемый» и режима «Эксперт». Активация первого режима приводит к последовательному выполнению процедур диалогового анкетирования испытуемого, подсчета «сырых баллов» по каждому из 16 кеттелловских факторов и формирования на этой основе числового, а затем и семантического профиля испытуемого. Весь диалог в рамках этой опции ведется на языке, близком к естественному. При этом лингвистический процессор для анализа ответов испытуемого, конечно, не используется, а «взаимопонимание» обеспечивается тем, что инициатива во всех диалогах здесь всегда у системы. Таким образом, она всегда «знает», каков должен быть ответ испытуемого в данной точке и в случае ошибки «добивается» правильного ответа с помощью переспросов и подсказок.

Единственной точкой перехвата инициативы от системы к пользователю является вызов «помощи», к которой можно обратиться нажатием функциональной клавиши F1 или через соответствующую опцию в, меню. При этом на экране появляется специальное окно, где высвечивается соответствующая контексту обращения к «помощи» информация. Отсутсвие на этом уровне объяснений — не случайно. Испытуемый не должен «понимать», почему (как) получен его личностный портрет. В противном случае он будет осознанно или подсознательно отступать от «естественных» для себя ответов на вопросы анкеты и в конечном счете «научится» получать желаемый, а не действительный личностный портрет.

Противоположная ситуация в опции «Эксперт». Во-первых, на этом уровне все выводы системы должны (по желанию экперта) сопровождаться объяснениями и обоснованиями и во-вторых, у психолога должны быть средства анализа знаний системы и данных по конкретному испытуемому. Защита от несанкционированного доступа к данным и знаниям обеспечивается всей системой, «Ориентир», если база помечена как личная (ее «владельцем» указан статус PRIVATE). Опции режима «Эксперт» перечислены в Н-диаграмме на рис. 7.4. Анализ данных и знаний системы, а также объяснения вынесены на уровень основного меню и активируются из соответствующих опций.

Ввиду небольшой компьютерной подготовки психологов-экспертов в данном режиме диалог в подавляющем большинстве случаев идет на уровне меню и/или семантически значимых клавиш. Кроме того, в любой точке, где требуется реакция пользователя, он может вместо ответа обратиться к блоку «помощь» уже обсуждавшимся выше способом.

Из приведенной выше Н-диаграммы ЭС «Cattell» следует, что опрос испытуемых может осуществляться двумя способами: на основе ответов на ЕЯ-формулировки вопросов теста и путем заполнения таблиц. Первый вариант удобен при индивидуальном тестировании, а второй — при массовом вводе результатов анкетирования, предварительно зафиксированных на бумажных носителях. Но и в том и в другом случае результатом работы блока анкетирования является фрейм-экземпляр прототипа «anketa», приведенного выше.