logo
Базы знаний интелл

7.2.2. Батарея психодиагностических эс «Ориентир»

Представления человека о себе и система его ценностей могут быть выявлены с помощью различных психологических методов, однако возможность влиять на их формирование в ситуации консультации очень ограничена. Обычно особенности психики исследуются в трех направлениях — анализ перцептивных особенностей, исследование интеллекта и личностных особенностей. Факторов, влияющих на построение рекомендаций, так много, что для того, чтобы прийти к какому-либо заключению (например, о выборе профессии), необходимо провести полное психологическое обследование с целью получения психологического портрета испытуемого, обеспечить сопоставление его психологических черт и требований, которые предъявляет желаемая сфера деятельности, и сообщить ему полученные результаты. При этом под результатами имеется в виду не однозначная короткая информация о том, подходит ли избранная профессия человеку. Испытуемому необходимо сообщить его психологический портрет, какие перспективы открывают перед ним его психологические черты в плане выбора деятельности, и о том, как они сочетаются с его планами на будущее. Для этого, очевидно, нужно использовать не один тест, а сбалансированную систему тестов.

Содержательные классификации тестов — это, в первую очередь, классификации по психическим функциям, и, практически, они совпадают с классификацией способностей по тому же основанию. С этой точки зрения тесты делятся на сенсомоторные; перцептивные; тесты на особенности внимания; мнестические (особенности памяти); тесты на интеллектуальный уровень и интеллектуальные особенности; личностные тесты. Каждый из этих классов тестов^ может быть, в свою очередь, разделен на подклассы в зависимости от конкретной особенности им измеряемой [Анастази, 1982].

По стимульному материалу тесты делятся на вербальные и невербальные. По сути, компьютеризация никак не связана с этой характеристикой методики. Но зрительное изображение, сложное по форме и/или цвету, может привести к трудностям как на этапе компьютеризации методики, так и при тиражировании ее на разные типы ЭВМ и, в частности, дисплеев.

Личностные тесты направлены на выявление присущих человеку личностных черт, осознаваемых и бессознательных особенностей и проблем. Многие из них (например, прожективные) относятся к объективным нестандартизованным тестам. Но с точки зрения компьютерного тестирования способностей гораздо больший интерес представляют личностные опросники, особенно опросники, охватывающие широкий круг личностных черт и особенностей личности. К наиболее широко используемым личностным опросникам (в том числе и в нашей стране) относятся Миннесотский мультифазный личностный опросник (MMPI), 16-факторный тест Кеттелла, опросник УСК (уровень субъективного контроля), опросник Айзенка и некоторые другие.

Количество тестов, используемых в конкретной работе для психодиагностики, может быть различным. Возможно, для диагностики одной, узконаправленной способности в некоторых случаях можно ограничиться и одним тестом. Однако почти всегда широта и значимость диагностической задачи заставляют использовать тест, позволяющий определить сразу несколько показателей, или батарею (многофакторных) тестов. I

Учитывая вышесказанное, в рамках проекта «Ориентир», выполнявшегося совместно специалистами из ВЦ РАН (Москва) и СПбГТУ (Санкт-Петербург) в середине 90-х годов и связанного с созданием программных средств, обеспечивающих функционирование соответствующей интеллектуальной интерактивной среды, была разработана и реализована батарея ЭС, работающих на получение следующих общих результатов:

1. Психологическая диагностика основных свойств личности, мотивации, интеллекта, темперамента с получением психологического заключения в виде текста на естественном языке.

2. Прогнозирование профессиональной успешности в различных видах деятельности с учетом возраста, пола и психологических особенностей испытуемых.

3. Выдача рекомендаций по созданию научных, творческих, учебных и производственных малых коллективов на основе диагностики ролевой и психологической совместимости отдельных членов коллектива.

4. Профессиональный подбор и отбор специалистов для переподготовки в рамках специального заказа.

5. Изучение психологических особенностей испытуемых с целью выбора наиболее подходящих методов обучения, средств адаптации, индивидуального подхода, способствующих профессиональному и личностному росту.

Отличительные особенности проекта были связаны с тем, что здесь в рамках единой интеллектуальной системы объединялись результаты, получаемые от отдельных диагностических ЭС различной модальности. Реализация проекта осуществлялась в среде Windows с использованием методов объектно-ориентированного проектирования и программирования, а базисом послужила технология разработки систем, основанных на знаниях.

Разработка батареи экспертных систем «Ориентир» предполагала, что здесь четко различается несколько задач. В рамках первой из них система должна обеспечить создание, коррекцию и сопровождение базы испытуемых, включая защиту от несанкционированного доступа к данным и знаниям. Вторая задача — управление вызовом и функционированием отдельных локальных ЭС, составляющих исполнительные блоки общей батареи. Последняя задача связывалась с функционированием экспертной системы «Профи», которая работает с базами знаний локальных ЭС. Учитывая вышесказанное, Н-диаграмма БЭС «Ориентир» может быть описана схемой, представленной на рис. 7.2.

Рис. 7.2. Н-диаграмма БЭС «Ориентир»

Здесь базовыми, обслуживающими все локальные ЭС, «задействованные» в общей системе, являются опции База и Тесты. Первая из них обеспечивает формирование и сопровождение баз данных и знаний испытуемых, а вторая — вызов локальных экспертных систем. Экранная форма основного цикла работы БЭС «Ориентир» представлена на рис. 7.3.

Рис. 7.3. Экранная форма основного цикла работы БЭС «Ориентир»