logo
Базы знаний интелл

Сравнительные характеристики пассивных методов извлечения знаний

Пассивный метод извлечения знаний

Наблюдения

«Мысли вслух»

Лекции

Достоинства

Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции

Максимальное приближение аналитика к предметной области

Свобода самовыражения для эксперта

Обнаженность структур рассуждений

Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции

Свобода самовыражения для эксперта

Структурированное изложение. Высокая концентрация

Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции

Недостатки

Отсутствие обратной связи

Фрагментарность полученных комментариев

Отсутствие обратной связи

Возможность ухода «в сторону» в рассуждениях эксперта

«Зашумленность» деталями

Слабая обратная связь

Недостаток хороших лекторов среди экспертов-практиков

Продолжение табл. 4.1.

Пассивный метод извлечения знаний

Наблюдения

«Мысли вслух»

Лекции

Требования к эксперту (типы и основные качества)

Собеседник или мыслитель (способность к вербализации + мыслей + аналитичность + открытость + рефлексивность)

Собеседник или мыслитель (способность к вербализации + мыслей + аналитичность + открытость + рефлексивность)

Мыслитель (лекторские способности)

Требования к эксперту (типы и основные качества)

Мыслитель (наблюдательность + поленезависимость)

Мыслитель или собеседник ( контактность + поленезависимость)

Мыслитель (поле-независимость + способность к обобщению)

Характеристика предметной области

Слабо и средне структурированные; слабо и средне документированные

То же

Слабо документированные и слабо структурированные