9.1.2. Основные понятия
Существует несколько подходов к определению понятий в данной предметной области. По-видимому, одним из наиболее последовательных в этом вопросе является международная ассоциация FIPA (Foundation for Intelligent Physical Agents), каждый документ которой содержит толковый словарь терминов, релевантных данному документу [FIPA, 1998]. И вместе с тем практически во всех работах, где даются, например, определения понятия агента и его базисных свойств, общим местом стало замечание об отсутствии единого мнения по этому поводу [Franklin et al., 1996; Belgrave, 1996; Nwana, 1996]. Фактически, используя понятие «агент», каждый автор или сообщество определяют своего агента с конкретным набором свойств в зависимости от целей разработки, решаемых задач, техники реализации и т. п. критериев. Как следствие, в рамках данного направления появилось множество типов агентов, например: автономные агенты, мобильные агенты, персональные ассистенты, интеллектуальные агенты, социальные агенты и т. д. [Nwana; 1996], а вместо единственного определения базового агента — множество определений производных типов.
Учитывая вышесказанное, понятие агента целесообразно трактовать как мета-имя или класс, который включает множество подклассов. Ряд определений агентов, данных разными исследователями, представлен в работе [Franklin et al., 1996]. В настоящем издании будем придерживаться следующей концепции по этому поводу.
Т Агент — это аппаратная или программная сущность, способная действовать в интересах достижения целей, поставленных перед ним владельцем и/или пользователем [Wool-dridgeetal., 1995].
В настоящее время существует несколько классификаций агентов [Nwana, 1996], одна из которых представлена в табл. 9.1.
Таблица 9.1.
Классификация агентов
Типы агентов
Характеристики | Простые Смышленые Интел- (smart) лектуальные (intelligent) | Действительно (truly) интеллектуальные |
Автономное выполнение | + + | + |
Взаимодействие с другими агентами и/или пользователями | + + + | + |
Слежение за окружением | + + +
| +
|
Способность использования абстракций | + + + | + |
Способность использования предметных знаний | + + |
|
Возможность адаптивного поведения для достижения целей | + | + |
Обучение из окружения | + | + |
Толерантность к ошибкам и/или неверным входным сигналам Real-time исполнение | +
+ |
|
ЕЯ-взаимодействие | + |
|
Как следует из приведенной таблицы, собственно целесообразное поведение появляется только на уровне интеллектуальных агентов [Пономарева и др., 1999; Хорошевский, 1999]. И это не случайно, так как для него необходимо не только наличие целей функционирования, но и возможность использования достаточно сложных знаний о среде, партнерах и о себе. С точки зрения целей настоящей книги, наибольший интерес представляют интеллектуальные и действительно интеллектуальные (см. табл. 9.1) агенты. Понятно, что все характеристики более «простых» .типов агентов при этом наследуются.
Иногда агентов определяют через свойства, которыми они должны обладать. Учитывая то, что нас в данной книге, в первую очередь, интересуют интеллектуальные агенты, приведем типовой список свойств, которыми такие агенты должны обладать [Wooldridge et al., 1995; FIPA, 1998]:
• автономность (autonomy, autonomious functioning) — способность функционировать без вмешательства со стороны своего владельца и осуществлять контроль внутреннего состояния и своих действий;
• социальное поведение (social ability, social behaviour) — возможность взаимодействия и коммуникации с другими агентами;
• реактивность (reactivity) — адекватное восприятие среды и соответствующие реакции на ее изменения;
• активность (pro-activity) — способность генерировать цели и действовать рациональным образом для их достижения;
• базовые знания (basic knowledge) — знания агента о себе, окружающей среде, включая других агентов, которые не меняются в рамках жизненного цикла агента;
• убеждения (beliefs) — переменная часть базовых знаний, которые могут меняться во времени, хотя агент может об этом не знать и продолжать их использовать для своих целей;
• цели (goals) — совокупность состояний, на достижение которых направлено текущее поведение агента;
• желания (desires) — состояния и/или ситуации, достижение которых для агента важно;
• обязательства (commitments) — задачи, которые берет на себя агент по просьбе. и/или поручению других агентов;
• намерения (intentions) — то, что агент должен делать в силу своих обязательств и/или желаний.
Иногда в этот же перечень добавляются и такие свойства, как рациональность (retionality), правдивость (veracity), благожелательность (benevolence), а также мобильность (mobility), хотя последнее характерно не только для интеллектуальных агентов.
В зависимости от концепции, выбранной для организации MAC, обычно выделяются три базовых класса архитектур [Wray et al., 1994; Wooldridge et. al., 1995; Nwana, 1996]:
• архитектуры, которые базируются на принципах и методах работы со знаниями (deliberative agent architectures);
• архитектуры, основанные на поведенческих моделях типа «стимул-реакция» (reactive agent architectures);
• гибридные архитектуры (hybrid architectures).
Наиболее «трудными» терминологически в этой триаде являются архитектуры первого типа. Прямая калька — делиберативные архитектуры — неудобна для русскоязычного произношения и не имеет нужной семантической окраски для русскоязычного читателя. Сам термин был введен в работе [Genesereth et al., 1987] при обсуждении архитектур агентов.
Архитектуру или агентов, которые используют только точное представление картины мира в символьной форме, а решения при этом (например, о действиях) принимаются на основе формальных рассуждений и использования методов сравнения по образцу, принято определять как делиберативные.
Таким образом, в данном случае мы имеем дело с «разумными» агентами и архитектурами, имеющими в качестве основы проектирования и реализации модели, методы и средства искусственного интеллекта. В работе [Тарасов, 1998] таких агентов предлагается называть когнитивными, что не вполне правильно, так как при этом неявно предполагается, что «рассуждающие» агенты познают мир, в котором они функционируют. Нам представляется, что для русского языка более удобным и адекватным были бы термины «агент, базирующийся на знаниях» или «интеллектуальный агент», а также «архитектура интеллектуальных агентов». Именно этих терминов мы и будем придерживаться в данном издании. Первоначально идея интеллектуальных агентов связывалась практически полностью с классической логической парадигмой ИИ. Однако по мере развития исследований в этой области стало ясно, что такие «ментальные» свойства агентов, как, например, убеждения, желания, намерения, обязательства по отношению к другим агентам и т. п., невыразимы в терминах исчисления предикатов первого порядка. Поэтому для представления знаний агентов в рамках данной архитектуры были использованы специальные расширения соответствующих логических исчислений [Поспелов, 1998], а также разработаны новые архитектуры, в частности архитектуры типа BDI (Belief-Desire-Intention). Один из конкретных примеров архитектуры этого класса обсуждается ниже. ,
Принципы реактивной архитектуры возникли как альтернативный подход к архитектуре интеллектуальных агентов. Идея реактивных агентов впервые возникла в работах Брукса, выдвинувшего тезис, что интеллектуальное поведение может быть реализовано без символьного представления знаний, принятого в классическом ИИ [Brooks, 1991]. Таким образом [Connah, 1994]:
Реактивными называются агенты и архитектуры, где нет эксплицитно представленной модели мира, а функционирование отдельных агентов и всей системы осуществляется по правилам типа ситуация—действие. При этом под ситуацией понимается потенциально сложная комбинация внутренних и внешних состояний.
Вообще говоря, данный подход ведет свое начало с работ по планированию поведения роботов, которые активно велись в ИИ в 70-х годах. Простым примером реализации реактивных архитектур в этом контексте можно считать системы, где реакции агентов на внешние события генерируются соответствующими конечными автоматами. Широко известным примером системы с реактивной архитектурой является планирующая система STRIPS [Fikes et al, 1971], где использовался логический подход, расширенный за счет ассоциированных с действиями предусловий и пост-условий. Позже в рамках реактивных архитектур были разработаны и другие системы, но, как правило, они не могли справиться с задачами реального уровня сложности.
Учитывая вышесказанное, многие исследователи считают, что ни первый, ни второй подходы не дают оптимального результата при разработке агентов и MAC [Wray et al., 1994]. Поэтому попытки их объединения предпринимаются постоянно и уже привели к появлению разнообразных гибридных архитектур. По сути дела, именно гибридные архитектуры и используются в настоящее время во всех, сколько-нибудь значимых проектах и системах.
Мы рассмотрели основные подходы к разработке мультиагентных систем. Архитектуры MAC и их характеристики, широко используемые в настоящее время, представлены в табл. 9.2.
Таблица 9.2.
Архитектуры MAC и их характеристики
Архитектура | Представление знаний | Модель мира | Решатель |
Интеллектуальная Реактивная Гибридная | Символьное Автоматное Смешанное | Исчисление Граф Гибридная | Логический Автомат Машина вывода |
Организация MAC на принципах ИИ имеет преимущества с точки зрения удобства использования методов и средств символьного представления знаний, разработанных в рамках искусственного интеллекта. Но в то же время создание точной и полной модели представления мира, процессов и механизмов рассуждения в нем представляют здесь существенные трудности, уже неоднократно обсуждавшиеся в данной книге в связи с рассмотрением вопросов приобретения знаний.
Реактивный подход позволяет наилучшим образом использовать множество достаточно простых образцов поведения для реакции агента на определенные стимулы для конкретной предметной области. Однако применение этого подхода ограничивается необходимостью полного ситуативного анализа всех возможных активностей агентов.
Недостатки гибридных архитектур связаны с «непринципиальным» проектированием MAC со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, например, многие гибридные архитектуры слишком специфичны для приложений, под которые они разрабатываются. Но несмотря на указанные недостатки, гибридные архитектуры позволяют гибко комбинировать возможности всех подходов. Вот почему в последнее время явно прослеживается тенденция разработки и использования именно гибридных МАС-архитектур и систем агентов [Sloman, 1996].
9.2. Проектирование и реализация агентов
и мультиагентных систем
9.2.1. Общие вопросы
проектирования агентов и MAC
Идеи программных агентов вообще и интеллектуальных агентов, в частности, привлекательны, так как позволяют людям делегировать им свои полномочия по решению сложных задач. Однако разработка MAC и действительно интеллектуальных агентов требует специальных знаний и является сложной ресурсоемкой задачей. Ведь программные агенты — новый класс систем программного обеспечения (ПО), которое действует от лица пользователя. Они являются мощной абстракцией для «визуализации» и структурирования сложного. Но если процедуры, функции, методы и классы — известные абстракции, которые разработчики ПО используют ежедневно, то программные агенты — это принципиально новая парадигма, неизвестная большинству из них даже сегодня.
Вместе с тем развитие и внедрение программных агентов было бы, по-видимому, невозможно без предыдущего опыта разработки и практического освоения концепции открытых систем [Орлик, 1997], которые характеризуются свойствами:
• расширяемости/масштабируемости (возможность изменения набора составляющих системы);
• мобильности/переносимости (простота переноса программной системы на разные аппаратно-программные платформы);
• интероперабельности (способность к взаимодействию с другими системами);
• дружелюбности к пользователю/легкой управляемости.
Одним из результатов внедрения концепции открытых систем в практику стало распространение архитектуры «клиент—сервер» [Орлик, 1997]. В настоящее время выделяются следующие модели клиент-серверного взаимодействия:
• «Толстый клиент — тонкий сервер». Наиболее часто встречающийся вариант реализации архитектуры клиент—сервер. Серверная часть реализует только доступ к ресурсам, а основная часть приложения находится на клиенте.
• «Тонкий клиент — толстый сервер». Модель, активно используемая в связи с распространением Интернет-технологий и, в первую очередь, Web-броузеров. В этом случае клиентское приложение обеспечивает реализацию интерфейса, а сервер объединяет остальные части приложений.
При создании MAC могут с успехом использоваться обе модели, хотя в настоящее время чаще применяется вторая. Но независимо от используемой модели средства разработки и исполнения распределенных приложений, которыми, как правило, являются MAC, опираются на статический подход (позволяют передавать только данные приложений) или динамический подход (обеспечивают возможности передачи исполняемого кода).
При динамическом подходе МАС-приложения используют парадигму мобильных агентов.
Мобильные агенты — это программы, которые могут перемещаться по сети, например по WWW. Они покидают клиентский компьютер и перемещаются на удаленный сервер для выполнения своих действий, после чего возвращаются обратно.
Часть исследователей считают, что мобильные агенты обеспечивают более прогрессивный метод работы в сетевых приложениях. Другие авторы отмечают, что мобильные агенты привносят опасность с точки зрения обеспечения секретности информации и загруженности сети [Chess et. al. 1995].
Понятно, что одни и те же функциональные возможности в большинстве случаев могут быть реализованы как посредством мобильных, так и статических агентов. Использование мобильных агентов может быть целесообразным, если они:
• уменьшают время и стоимость передачи данных (например, при больших объемах данных вместо передачи всей необработанной информации по сети на хост-источник посылается агент, который выбирает только необходимую информацию и передает ее пользователю);
• позволяют преодолеть ограничение локальных ресурсов (например, если возможности процессора и объем памяти клиентского компьютера малы, то, может быть, целесообразнее использование мобильных агентов, выполняющих вычисления на сервере);
• облегчают координацию (например, запросы к удаленным серверам выполняются мобильными агентами как отдельные задачи, а потому не нуждаются в координации);
• позволяют выполнять асинхронные вычисления (например, запустив агента, можно переключиться на другое приложение и даже отсоединиться от сети, а результат будет доставлен агентом адресату после выполнения задания).
Мобильные агенты являются перспективными для MAC, но в настоящее время нет единых стандартов их разработки и все еще остается нерешенным ряд проблем, таких как легальные способы перемещения агентов по сети, верификация агентов (в частности, защита от передаваемых по сети вирусов), соблюдение агентами прав частной собственности и сохранение конфиденциальности информации, которой они обладают, перенаселение сети агентами, а также совместимость кода агента и программно-аппаратных средств сетевой машины, где он исполняется [Wayner, 1995].
В настоящее время наиболее известными технологиями реализации статических и динамических распределенных приложений являются программирование со-кетов, вызов удаленных процедур — RFC (Remote Procedure Call), DCOM (Microsoft Distributed Component Object Model), Java RMI (Java Remote Method Invocation) и CORBA (Common Object Request Broker Architecture) [Maurer et al., 1998]. Вместе с тем с точки зрения разработки и реализации MAC наиболее важными, по-видимому, являются последние три — DCOM, Java RMI и CORBA [Gopalan, 1999].
Модель Microsoft DCOM является объектной моделью, которая поддерживается Windows 95, Windows NT, Sun Solaris, Digital UNIX, IBM MVS и др. Основная ее ценность — в предоставлении возможностей интеграции приложений, реализованных в разных системах программирования.
Java RMI-приложения обычно состоят из клиента и сервера. При этом на сервере создаются некоторые объекты, которые можно передавать по сети, либо методы их определяются как доступные для вызова удаленными приложениями, а на клиенте реализуются приложения, пользующиеся удаленными объектами. Отличительной чертой RMI является возможность передачи в сети не только методов, но и самих объектов, что обеспечивает в конечном счете реализацию мобильных агентов.
CORBA является частью ОМА (Object Management Architecture), разработанной для стандартизации архитектуры и интерфейсов взаимодействия объектно-ориентированных приложений. Интерфейсы между CORBA-объектами определяются через специальный язык IDL (Interface Definition Language)^ который является языком описания интерфейсов. Сами интерфейсы могут при этом быть реализованы на любых других языках программирования и присоединены к
CORBA-приложениям. В рамках стандартов предполагается, что CORBA-объекты могут коммуницировать с DCOM-объектами через специальные CORBA-DCOM мосты (Bridges).
Технологии Java RMI и CORBA являются, по-видимому, на сегодняшний день самыми гибкими и эффективными средствами реализации распределенных приложений [Gopalan, 1999]. Эти технологии очень близки по своим характеристикам. Основным преимуществом CORBA является интерфейс IDL, унифицирующий средства коммуникации между приложениями и интероперабельность с другими приложениями. С другой стороны, Java RMI является более гибким и мощным средством создания распределенных приложений на платформе Java, включая возможность реализации мобильных приложений. В настоящее время еще не вполне ясно, какая из этих концепций «победит» в борьбе за мультиагентные системы. Вмешаться в этот процесс может и модель DCOM, активно «продвигаемая» компанией Microsoft. Но анализ существующих реализаций MAC показывает, что пока более распространенным здесь является подход Java RMI.
Выше кратко обсуждались вопросы стратегии программного обеспечения распределенных приложений. Если же вернуться к проблематике MAC, то все программные средства для их разработки и реализации на современном этапе можно разделить на два больших класса: МАС-библиотеки и МАС-среды. Впечатляющий список сайтов, где представлена информация о том и другом программном обеспечении, как из коммерческих, так и из исследовательских организаций, представлен в Интернет по адресу http://www.reticular.com/. Оставляя в стороне вопросы проектирования и реализации МАС-библиотек, которые, конечно, являются базисом для создания мультиагентных приложений, но выходят за рамки данного издания, в оставшейся части настоящего параграфа мы сосредоточимся на обсуждении инструментария для построения MAC. При этом нас будут интересовать, в первую очередь, модели, методы и средства поддержки процессов проектирования агентов и мультиагентных систем. Одним из удачных примеров систем данного класса является, на наш взгляд, инструментарий AgentBuilder компании Reticular Systems, Inc. [AgentBuilder, 1999] — одного из лидеров в этой области, к обсуждению которого мы и переходим.
- Т. А. Гаврилова в. Ф. Хорошевский
- Санкт-Петербург
- Предисловие
- Об авторах
- 1.1.2. Зарождение нейрокибернетики
- 1.1.3. От кибернетики «черного ящика» к ии
- 1.1.4. История искусственного интеллекта в России
- 1.2. Основные направления исследований в области искусственного интеллекта
- 1.2.1. Представление знаний и разработка систем, основанных на знаниях (knowledge-based
- 1.2.2. Программное обеспечение систем
- 1.2.3. Разработка естественно-языковых интерфейсов и машинный перевод (natural
- 1.2.4. Интеллектуальные роботы (robotics)
- 1.2.5. Обучение и самообучение (machine
- 1.2.6. Распознавание образов (pattern
- 1.2.7. Новые архитектуры компьютеров (new
- 1.2.8. Игры и машинное творчество
- 1.2.9. Другие направления
- 1.3. Представление знаний и вывод на знаниях
- 1.3.1. Данные и знания
- 1.3.2. Модели представления знаний
- Структура фрейма
- 1.3.3. Вывод на знаниях
- 1.4. Нечеткие знания
- 1.4.1. Основы теории нечетких множеств
- 1.4.2. Операции с нечеткими знаниями
- 1.5. Прикладные интеллектуальные системы
- 2.2. Классификация систем, основанных на знаниях
- 2.2.1. Классификация по решаемой задаче
- 2.2.2. Классификация по связи с реальным временем
- 2.2.3. Классификация по типу эвм
- 2.2.4. Классификация по степени интеграции с другими программами
- 2.3. Коллектив разработчиков
- 2.4. Технология проектирования и разработки
- 2.4.1. Проблемы разработки промышленных эс
- 2.4.2. Выбор подходящей проблемы
- 2.4.3. Технология быстрого прототипирования
- 2.4.4. Развитие прототипа до промышленной эс
- 2.4.5. Оценка системы
- 2.4.6. Стыковка системы
- 2.4.7. Поддержка системы
- Теоретические аспекты инженерии знаний
- 3.1. Поле знаний
- 3.1.1. О языке описания поля знаний
- 3.1.2. Семиотическая модель поля знаний
- 3.1.3. «Пирамида» знаний
- 3.2. Стратегии получения знаний
- 3.3. Теоретические аспекты извлечения знаний
- 3.3.1. Психологический аспект
- 3.3.2. Лингвистический аспект
- 3.3.3. Гносеологический аспект извлечения знаний
- 3.4. Теоретические аспекты структурирования знаний
- 3.4.1. Историческая справка
- 3.4.2. Иерархический подход
- 3.4.3. Традиционные методологии структурирования
- 3.4.4. Объектно-структурный подход (осп)
- Технологии инженерии знаний
- 4.1. Классификация методов практического извлечения знаний
- 4.2. Коммуникативные методы
- 4.2.1. Пассивные методы
- Сравнительные характеристики пассивных методов извлечения знаний
- 4.2.2. Активные индивидуальные методы
- Сравнительные характеристики активных индивидуальных методов извлечения
- 4.2.3. Активные групповые методы
- 4.3. Текстологические методы
- 4.4. Простейшие методы структурирования
- 4.4.1. Алгоритм для «чайников»
- 4.4.2. Специальные методы структурирования
- 4.5. Состояние и перспективы автоматизированного приобретения знаний
- 4.5.1. Эволюция систем приобретения знаний
- 4.5.2. Современное состояние автоматизированных систем приобретения знаний
- 4.6.2. Имитация консультаций
- 4.6.3. Интегрированные среды приобретения знаний
- 4.6.4. Приобретение знаний из текстов
- 4.6.5. Инструментарий прямого приобретения
- Формы сообщений
- 5.1.1. Семантические пространства и психологическое шкалирование
- 5.1.2. Методы многомерного шкалирования
- 5.1.3. Использование метафор для выявления «скрытых» структур знаний
- 5.2. Метод репертуарных решеток
- 5.2.1. Основные понятия
- 5.2.2. Методы выявления конструктов
- 5.2.3. Анализ репертуарных решеток
- 5.2.4. Автоматизированные методы
- 5.3. Управление знаниями
- 5.3.1. Что такое «управление знаниями»
- 5.3.2. Управление знаниям и корпоративная память
- 5.3.3. Системы omis
- 5.3.4. Особенности разработки omis
- 5.4. Визуальное проектирование баз знаний как инструмент познания
- 5.4.1. От понятийных карт к семантическим сетям
- 5.4.2. База знаний как познавательный инструмент
- 5.5. Проектирование гипермедиа бд и адаптивных обучающих систем
- 5.5.1. Гипертекстовые системы
- 5.5.2. От мультимедиа к гипермедиа
- 5.5.3. На пути к адаптивным обучающим системам
- 6.1.3. Инструментальные средства поддержки разработки систем по
- 6.2. Методологии создания и модели жизненного цикла интеллектуальных систем
- 6.3. Языки программирования для ии и языки представления знаний
- 6.4. Инструментальные пакеты для ии
- 6.5. WorkBench-системы
- Пример разработки системы, основанной на знаниях
- 7.1. Продукционно-фреймовый япз pilot/2
- 7.1.1. Структура пилот-программ и управление выводом
- 7.1.2. Декларативное представление данных и знаний
- 7.1.3. Процедурные средства языка
- 7.2. Психодиагностика — пример предметной области для построения экспертных систем
- 7.2.1. Особенности предметной области
- 7.2.2. Батарея психодиагностических эс «Ориентир»
- 7.3. Разработка и реализация психодиагностической эс «Cattell»
- 7.3.1. Архитектура системы и ее база знаний
- 7.3.2. Общение с пользователем и опрос испытуемых
- 7.3.3. Вывод портретов и генерация их текстовых представлений
- 7.3.4. Помощь и объяснения в эс «Cattell»
- 8.1.2. Html — язык гипертекстовой разметки Интернет-документов
- 8.1.3. Возможности представления знаний на базе языка html
- 8.2. Онтологии и онтологические системы
- 8.2.1. Основные определения
- 8.2.2. Модели онтологии и онтологической системы
- 8.2.3. Методологии создания и «жизненный цикл» онтологии
- Фрагмент описания аксиомы
- 8.2.4. Примеры онтологии
- 8.3. Системы и средства представления онтологических знаний
- 8.8.1. Основные подходы
- 8.3.2. Инициатива (ка)2 и инструментарий Ontobroker
- 8.3.3. Проект shoe — спецификация онтологии и инструментарий
- 8.3.4. Другие подходы и тенденции
- 9.1.2. Основные понятия
- 9.2.2. Инструментарий AgentBuilder
- 9.2.3. Система Bee-gent
- 9.3. Информационный поиск в среде Интернет
- 9.3.1. Машины поиска
- 9.3.2. Неспециализированные и специализированные поисковые агенты
- 9.3.3. Системы интеллектуальных поисковых агентов
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Базы знаний интеллектуальных систем
- 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.