Содержание
Предисловие 3
Об авторах 5
От издательства 5
Введение 6
в интеллектуальные 6
системы 6
1.1. Краткая история искусственного 6
интеллекта 6
1.1.1. Предыстория 6
1.1.2. Зарождение нейрокибернетики 7
1.1.3. От кибернетики «черного ящика» к ИИ 8
1.1.4. История искусственного интеллекта 10
в России 10
1.2. Основные направления исследований 12
в области искусственного интеллекта 12
1.2.1. Представление знаний и разработка систем, 12
основанных на знаниях (knowledge-based 12
systems) 12
1.2.2. Программное обеспечение систем 12
ИИ (software engineering for Al) 12
1.2.3. Разработка естественно-языковых 13
интерфейсов и машинный перевод (natural 13
language processing) 13
1.2.4. Интеллектуальные роботы (robotics) 13
1.2.5. Обучение и самообучение (machine 14
learning) 14
1.2.6. Распознавание образов (pattern 14
recognition) 14
1.2.7. Новые архитектуры компьютеров (new 15
hardware platforms and architectures) 15
1.2.8. Игры и машинное творчество 15
1.2.9. Другие направления 15
1.3. Представление знаний и вывод на 16
знаниях 16
1.3.1. Данные и знания 16
1.3.2. Модели представления знаний 18
1.3.3. Вывод на знаниях 23
1.4. Нечеткие знания 27
1.4.1. Основы теории нечетких множеств 28
1.4.2. Операции с нечеткими знаниями 30
1.5. Прикладные интеллектуальные системы 31
Разработка 36
систем, основанных на знаниях 36
2.1. Введение в экспертные системы. 36
Определение и структура 36
2.2. Классификация систем, основанных на 38
знаниях 38
2.2.1. Классификация по решаемой задаче 38
2.2.2. Классификация по связи с реальным 40
временем 40
2.2.3. Классификация по типу ЭВМ 41
2.2.4. Классификация по степени интеграции 41
с другими программами 41
2.3. Коллектив разработчиков 42
2.4. Технология проектирования и 45
разработки 45
2.4.1. Проблемы разработки промышленных ЭС 45
2.4.2. Выбор подходящей проблемы 47
2.4.3. Технология быстрого прототипирования 48
2.4.4. Развитие прототипа до промышленной ЭС 52
2.4.5. Оценка системы 53
2.4.6. Стыковка системы 53
2.4.7. Поддержка системы 55
Теоретические аспекты 56
инженерии знаний 56
3.1. Поле знаний 56
3.1.1. О языке описания поля знаний 56
3.1.2. Семиотическая модель поля знаний 58
3.1.3. «Пирамида» знаний 63
3.2. Стратегии получения знаний 64
3.3. Теоретические аспекты извлечения 68
знаний 68
3.3.1. Психологический аспект 69
3.3.2. Лингвистический аспект 77
3.3.3. Гносеологический аспект извлечения знаний 82
3.4. Теоретические аспекты 88
структурирования знаний 88
3.4.1. Историческая справка 88
3.4.2. Иерархический подход 89
3.4.3. Традиционные методологии структурирования 91
3.4.4. Объектно-структурный подход (ОСП) 92
Технологии инженерии знаний 98
4.1. Классификация методов практического 98
извлечения знаний 98
4.2. Коммуникативные методы 101
4.2.1. Пассивные методы 101
4.2.2. Активные индивидуальные методы 106
4.2.3. Активные групповые методы 114
4.3. Текстологические методы 122
4.4. Простейшие методы структурирования 129
4.4.1. Алгоритм для «чайников» 129
4.4.2. Специальные методы структурирования 131
4.5. Состояние и перспективы 136
автоматизированного приобретения 136
знаний 136
4.5.1. Эволюция систем приобретения знаний 136
4.5.2. Современное состояние 143
автоматизированных систем приобретения знаний 143
4.6. Примеры методов и систем приобретения 144
знаний 144
4.6.1. Автоматизированное 144
структурированное интервью 144
4.6.2. Имитация консультаций 147
4.6.3. Интегрированные среды приобретения знаний 148
4.6.4. Приобретение знаний из текстов 149
4.6.5. Инструментарий прямого приобретения 151
знаний SIMER + MIR 151
Новые тенденции и прикладные 159
аспекты инженерии знаний 159
5.1. Латентные структуры знаний и 159
психосемантика 159
5.1.1. Семантические пространства 159
и психологическое шкалирование 159
5.1.2. Методы многомерного шкалирования 165
5.1.3. Использование метафор для выявления 167
«скрытых» структур знаний 167
5.2. Метод репертуарных решеток 174
5.2.1. Основные понятия 174
5.2.2. Методы выявления конструктов 176
5.2.3. Анализ репертуарных решеток 177
5.2.4. Автоматизированные методы 179
5.3. Управление знаниями 181
5.3.1. Что такое «управление знаниями» 181
5.3.2. Управление знаниям и корпоративная память 182
5.3.3. Системы OMIS 184
5.3.4. Особенности разработки OMIS 186
5.4. Визуальное проектирование баз 188
знаний как инструмент познания 188
5.4.1. От понятийных карт 189
к семантическим сетям 189
5.4.2. База знаний 190
как познавательный инструмент 190
5.5. Проектирование гипермедиа БД и 193
адаптивных обучающих систем 193
5.5.1. Гипертекстовые системы 193
5.5.2. От мультимедиа к гипермедиа 194
5.5.3. На пути к 195
адаптивным обучающим системам 195
Программный инструментарий 200
разработки систем, основанных 200
на знаниях 200
6.1. Технологии разработки программного 200
обеспечения — цели, принципы, парадигмы 200
6.1.1. Основные понятия процесса 200
разработки программного обеспечения (ПО) 200
6.1.2. Модели процесса разработки ПО 202
6.1.3. Инструментальные средства поддержки 207
разработки систем ПО 207
6.2. Методологии создания и модели 210
жизненного цикла интеллектуальных 210
систем 210
6.3. Языки программирования для ИИ и 214
языки представления знаний 214
6.4. Инструментальные пакеты для ИИ 221
6.5. WorkBench-системы 228
Пример разработки системы, 234
основанной на знаниях 234
7.1. Продукционно-фреймовый ЯПЗ PILOT/2 234
7.1.1. Структура ПИЛОТ-программ и 235
управление выводом 235
7.1.2. Декларативное представление данных и знаний 238
7.1.3. Процедурные средства языка 242
7.2. Психодиагностика — пример предметной 249
области для построения экспертных систем 249
7.2.1. Особенности предметной области 249
7.2.2. Батарея психодиагностических ЭС «Ориентир» 250
7.3. Разработка и реализация 253
психодиагностической ЭС «Cattell» 253
7.3.1. Архитектура системы и ее база знаний 254
7.3.2. Общение с пользователем и опрос испытуемых 255
7.3.3. Вывод портретов и генерация их 256
текстовых представлений 256
7.3.4. Помощь и объяснения в ЭС «Cattell» 261
Представление данных и знаний 267
в Интернете 267
8.1. Язык HTML и представление знаний 267
8.1.1. Историческая справка 267
8.1.2. HTML — язык гипертекстовой разметки 268
Интернет-документов 268
8.1.3. Возможности представления знаний 272
на базе языка HTML 272
8.2. Онтологии и онтологические системы 281
8.2.1. Основные определения 281
8.2.2. Модели онтологии и онтологической системы 283
8.2.3. Методологии создания 288
и «жизненный цикл» онтологии 288
8.2.4. Примеры онтологии 295
8.3. Системы и средства представления 298
онтологических знаний 298
8.8.1. Основные подходы 298
8.3.2. Инициатива (КА)2 299
и инструментарий Ontobroker 299
8.3.3. Проект SHOE — спецификация 304
онтологии и инструментарий 304
8.3.4. Другие подходы и тенденции 309
Интеллектуальные 313
Интернет-технологии 313
9.1. Программные агенты и мультиагентные 313
системы 313
9.1.1. Историческая справка 313
9.1.2. Основные понятия 315
9.2. Проектирование и реализация агентов 319
и мультиагентных систем 319
9.2.1. Общие вопросы 319
проектирования агентов и MAC 319
9.2.2. Инструментарий AgentBuilder 322
9.2.3. Система Bee-gent 326
9.3. Информационный поиск в среде 332
Интернет 332
9.3.1. Машины поиска 333
9.3.2. Неспециализированные 335
и специализированные поисковые агенты 335
9.3.3. Системы 337
интеллектуальных поисковых агентов 337
Заключение 353
Литература 355
Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский
- Т. А. Гаврилова в. Ф. Хорошевский
- Санкт-Петербург
- Предисловие
- Об авторах
- 1.1.2. Зарождение нейрокибернетики
- 1.1.3. От кибернетики «черного ящика» к ии
- 1.1.4. История искусственного интеллекта в России
- 1.2. Основные направления исследований в области искусственного интеллекта
- 1.2.1. Представление знаний и разработка систем, основанных на знаниях (knowledge-based
- 1.2.2. Программное обеспечение систем
- 1.2.3. Разработка естественно-языковых интерфейсов и машинный перевод (natural
- 1.2.4. Интеллектуальные роботы (robotics)
- 1.2.5. Обучение и самообучение (machine
- 1.2.6. Распознавание образов (pattern
- 1.2.7. Новые архитектуры компьютеров (new
- 1.2.8. Игры и машинное творчество
- 1.2.9. Другие направления
- 1.3. Представление знаний и вывод на знаниях
- 1.3.1. Данные и знания
- 1.3.2. Модели представления знаний
- Структура фрейма
- 1.3.3. Вывод на знаниях
- 1.4. Нечеткие знания
- 1.4.1. Основы теории нечетких множеств
- 1.4.2. Операции с нечеткими знаниями
- 1.5. Прикладные интеллектуальные системы
- 2.2. Классификация систем, основанных на знаниях
- 2.2.1. Классификация по решаемой задаче
- 2.2.2. Классификация по связи с реальным временем
- 2.2.3. Классификация по типу эвм
- 2.2.4. Классификация по степени интеграции с другими программами
- 2.3. Коллектив разработчиков
- 2.4. Технология проектирования и разработки
- 2.4.1. Проблемы разработки промышленных эс
- 2.4.2. Выбор подходящей проблемы
- 2.4.3. Технология быстрого прототипирования
- 2.4.4. Развитие прототипа до промышленной эс
- 2.4.5. Оценка системы
- 2.4.6. Стыковка системы
- 2.4.7. Поддержка системы
- Теоретические аспекты инженерии знаний
- 3.1. Поле знаний
- 3.1.1. О языке описания поля знаний
- 3.1.2. Семиотическая модель поля знаний
- 3.1.3. «Пирамида» знаний
- 3.2. Стратегии получения знаний
- 3.3. Теоретические аспекты извлечения знаний
- 3.3.1. Психологический аспект
- 3.3.2. Лингвистический аспект
- 3.3.3. Гносеологический аспект извлечения знаний
- 3.4. Теоретические аспекты структурирования знаний
- 3.4.1. Историческая справка
- 3.4.2. Иерархический подход
- 3.4.3. Традиционные методологии структурирования
- 3.4.4. Объектно-структурный подход (осп)
- Технологии инженерии знаний
- 4.1. Классификация методов практического извлечения знаний
- 4.2. Коммуникативные методы
- 4.2.1. Пассивные методы
- Сравнительные характеристики пассивных методов извлечения знаний
- 4.2.2. Активные индивидуальные методы
- Сравнительные характеристики активных индивидуальных методов извлечения
- 4.2.3. Активные групповые методы
- 4.3. Текстологические методы
- 4.4. Простейшие методы структурирования
- 4.4.1. Алгоритм для «чайников»
- 4.4.2. Специальные методы структурирования
- 4.5. Состояние и перспективы автоматизированного приобретения знаний
- 4.5.1. Эволюция систем приобретения знаний
- 4.5.2. Современное состояние автоматизированных систем приобретения знаний
- 4.6.2. Имитация консультаций
- 4.6.3. Интегрированные среды приобретения знаний
- 4.6.4. Приобретение знаний из текстов
- 4.6.5. Инструментарий прямого приобретения
- Формы сообщений
- 5.1.1. Семантические пространства и психологическое шкалирование
- 5.1.2. Методы многомерного шкалирования
- 5.1.3. Использование метафор для выявления «скрытых» структур знаний
- 5.2. Метод репертуарных решеток
- 5.2.1. Основные понятия
- 5.2.2. Методы выявления конструктов
- 5.2.3. Анализ репертуарных решеток
- 5.2.4. Автоматизированные методы
- 5.3. Управление знаниями
- 5.3.1. Что такое «управление знаниями»
- 5.3.2. Управление знаниям и корпоративная память
- 5.3.3. Системы omis
- 5.3.4. Особенности разработки omis
- 5.4. Визуальное проектирование баз знаний как инструмент познания
- 5.4.1. От понятийных карт к семантическим сетям
- 5.4.2. База знаний как познавательный инструмент
- 5.5. Проектирование гипермедиа бд и адаптивных обучающих систем
- 5.5.1. Гипертекстовые системы
- 5.5.2. От мультимедиа к гипермедиа
- 5.5.3. На пути к адаптивным обучающим системам
- 6.1.3. Инструментальные средства поддержки разработки систем по
- 6.2. Методологии создания и модели жизненного цикла интеллектуальных систем
- 6.3. Языки программирования для ии и языки представления знаний
- 6.4. Инструментальные пакеты для ии
- 6.5. WorkBench-системы
- Пример разработки системы, основанной на знаниях
- 7.1. Продукционно-фреймовый япз pilot/2
- 7.1.1. Структура пилот-программ и управление выводом
- 7.1.2. Декларативное представление данных и знаний
- 7.1.3. Процедурные средства языка
- 7.2. Психодиагностика — пример предметной области для построения экспертных систем
- 7.2.1. Особенности предметной области
- 7.2.2. Батарея психодиагностических эс «Ориентир»
- 7.3. Разработка и реализация психодиагностической эс «Cattell»
- 7.3.1. Архитектура системы и ее база знаний
- 7.3.2. Общение с пользователем и опрос испытуемых
- 7.3.3. Вывод портретов и генерация их текстовых представлений
- 7.3.4. Помощь и объяснения в эс «Cattell»
- 8.1.2. Html — язык гипертекстовой разметки Интернет-документов
- 8.1.3. Возможности представления знаний на базе языка html
- 8.2. Онтологии и онтологические системы
- 8.2.1. Основные определения
- 8.2.2. Модели онтологии и онтологической системы
- 8.2.3. Методологии создания и «жизненный цикл» онтологии
- Фрагмент описания аксиомы
- 8.2.4. Примеры онтологии
- 8.3. Системы и средства представления онтологических знаний
- 8.8.1. Основные подходы
- 8.3.2. Инициатива (ка)2 и инструментарий Ontobroker
- 8.3.3. Проект shoe — спецификация онтологии и инструментарий
- 8.3.4. Другие подходы и тенденции
- 9.1.2. Основные понятия
- 9.2.2. Инструментарий AgentBuilder
- 9.2.3. Система Bee-gent
- 9.3. Информационный поиск в среде Интернет
- 9.3.1. Машины поиска
- 9.3.2. Неспециализированные и специализированные поисковые агенты
- 9.3.3. Системы интеллектуальных поисковых агентов
- Заключение
- Литература
- Содержание
- Базы знаний интеллектуальных систем
- 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.