logo
Базы знаний интелл

5.3.2. Управление знаниям и корпоративная память

Большинство обзоров концепции управления знания (КМ) уделяет внимание только первичной обработке корпоративной информации типа электронной почты, программного обеспечения коллективной работы или гипертекстовых баз данных (например [Wiig, 1996]). Они формируют существенную часть из необходимой, но определенно не достаточной технической инфраструктуры для управления знаниями.

Одним из новых решений по управлению знаниями является понятие корпоративной памяти (corporate memory), которая по аналогии с человеческой памятью позволяет пользоваться предыдущим опытом и избегать повторения ошибок.

К

Корпоративная память фиксирует информацию из различных источников предприятия и делает эту информацию доступной специалистам для решения производственных задач.

орпоративная память не позволяет исчезнуть знаниям выбывающих специалистов (уход на пенсию, увольнение и пр.). Она хранит большие объемы данных, информации и знаний из различных источников предприятия. Они представлены в различных формах, таких как базы данных, документы и базы знаний (рис. 5.7).

Введем два уровня корпоративной памяти (так называемые явные и неявные знания [Nonaka, Takeuchi, 1995]).

Уровень 1. Уровень материальной или явной информации — это данные и знания, которые могут быть найдены в документах организации в форме сообщений, писем, статей, справочников, патентов, чертежей, видео- и аудиозаписей, программного обеспечения и т. д.

Уровень 2. Уровень персональной или скрытой информации — это персональное знание, неотрывно связанное с индивидуальным опытом. Оно может быть передано через прямой контакт — «с глазу на глаз», через процедуры извлечения знаний (см. главу 3). Именно скрытое знание — то практическое знание, которое является ключевым при принятии решения и управлении технологическими процессами.

Рис. 5.7. Данные и знания в системах корпоративной памяти

В действительности эти два типа информации, подобные двум сторонам одной и той же медали, одинаково важны в структуре корпоративной памяти (см. рис. 5.7). При разработке систем КМ можно выделить следующие этапы:

1. Накопление. Стихийное и бессистемное накопление информации в организации.

2. Извлечение. Процесс, идентичный традиционному извлечению знаний для ЭС (см. главы 2 и 3). Это один из наиболее сложных и трудоемких этапов. От его успешности зависит дальнейшая жизнеспособность системы.

3. Структурирование. На этом этапе должны быть выделены основные понятия, выработана структура представления информации, обладающая максимальной наглядностью, простотой изменения и дополнения.

4. Формализация. Представление структурированной информации в форматах машинной обработки, то есть на языках описания данных и знаний.

5. Обслуживание. Под процессом обслуживания понимается корректировка формализованных данных и знаний (добавление, обновление): «чистка», то есть удаление устаревшей информации; фильтрация данных и знаний для поиска информации, необходимой пользователям.

Если первые четыре этапа обычны для инженерии знаний, то последний является специфичным для систем управления знаниями.

Как уже было сказано, он распадается на три более мелких процесса:

Корректировка формализованных знаний (добавление, обновление).

Удаление устаревшей информации.

Фильтрация знаний для поиска информации, необходимой пользователю, выделяет компоненты данных и знаний, соответствующие требованиям конкретного пользователя. При помощи той же процедуры пользователь может узнать местонахождение интересующей его информации.

Рассмотренная выше классификация не является единственной, но она позволяет понять, что происходит в реальных системах управления знаниями.