logo search
РКЛ по сетевой экономике

3.1. Основные определения

Проблематика образования виртуальных организаций также относится, в первую очередь, к сфере экономики сетевых пользователей. Вопрос о создании и функционировании виртуальных организаций рассматривался нами в прошлом году по дисциплине «Информационный менеджмент» в связи с изучением виртуальных проектных групп. В данной теме он получит дальнейшее развитие.

Существует множество определений виртуальных организаций, из которых наибольший интерес представляют так называемые «центростремительное» и «центробежные» определения.

Центростремительное определение [8] заключается в том, что в самом общем виде виртуальную организацию можно определить как сообщество территориально разобщенных сотрудников, которые обмениваются продуктами своего труда и общаются друг с другом исключительно с использованием электронных средств при минимальных или полностью отсутствующих личных контактах. Кратко можно сказать, что виртуальная организация – это интеграционное объединение юридических и физических лиц, связанных общей информационно-коммуникационной инфраструктурой.

С точки зрения потребителя продукции (услуг), совокупность участников виртуальной организации выступает как единое предприятие, использующее возможности современных информационных и коммуникационных технологий.

Согласно центробежному определению [10] виртуальной является организация, которая использует коммуникативные технологии для замещения физической структуры, предоставляя возможность рассредоточенной и децентрализованной работы своих сотрудников; при этом сама организация становится более гибкой и размытой. Такие организации по своей природе основаны на мощных знаниях и в значительной степени полагаются на нематериальный капитал. Кроме того, их сотрудники берут на себя больше персональной менеджерской ответственности в связи с их удаленностью от руководителей.

Интересна также идея о том, что создание виртуальной организации может быть не связано с информационными и коммуникационными технологиями. Например, с позиции потребителей (и некоторых других контрагентов) совокупность участников сети сотрудничества, не имеющих общей информационной инфраструктуры, выступает как единое предприятие. Поскольку оно реально не существует, его, в общем, можно рассматривать как виртуальное предприятие. Не оформленная легитимно структура в теневой экономике также может рассматриваться как виртуальная организации.

«Примирить» центростремительное и центробежное определения виртуальной организации можно на основе выделения следующих двух составляющих понятия «виртуальная организация» [9]:

1) Виртуальность внутрифирменных организационных формвнутрифирменные виртуальные организации (подразделения), формируемые на базе внутрифирменных информационных сетей (в т.ч. Intranet), которые могут выполнять широкий спектр работ с использованием средств телесвязи, телекоммуникаций, а также работ с применением банков знаний или сетей знаний. Их общим признаком является объединение с помощью ИКТ деловых единомышленников и партнеров, образующих внутрифирменный виртуальный коллектив (или несколько коллективов).

Прослеживается достаточно четкая связь данного понятия с центробежным определением виртуальной организации.

2) Виртуальность межфирменных организационных формвзаимодействие коллективов, относящихся к разным организациям, на основе функционирования множества динамичных межорганизационных информационных сетей (в т.ч. Extranet). Виртуальные организации в этом случае выходят за границы одной организации – юридического лица.

Прослеживается достаточно четкая связь данного понятия с центростремительным определением виртуальной организации.

К положительному эффекту от создания виртуальных организаций (подразделений) могут быть отнесены экономия на масштабе без образования крупного, зачастую трудно управляемого, предприятия, быстрое продвижение инноваций, постоянный контакт с потребителями продукции и услуг и возможность быстрого реагирования на их новые требования, функционирование в условиях так называемой сжатой шкалы времени (как правило, виртуальные организации всего за несколько лет они проходят те стадии развития, на которые фирмам традиционной экономики требовались десятилетия), в перспективе ‒ высокая конкурентоспособность продукции и услуг, а, следовательно, значительная прибыль и рентабельность.

В то же время практическая реализация таких понятий, как виртуальность внутрифирменных и межфирменных организационных форм означает создание условий для оппортунистического поведения членов коллектива организации или сложившегося корпоративного объединения. Иными словами, виртуальная организация как продукт информационной интеграции может разрушить существующую организацию или интеграционное объединение множества организаций, рассматриваемое как продукт их экономической интеграции, в том числе нарушить сложившиеся корпоративные соглашения и правила, интересы собственников и менеджмента. Это может привести к потерям для определенных лиц: собственников, менеджеров, специалистов. Так или иначе, вопрос о конфликтах в развитии организаций и интегрированных структур в связи с применением ИКТ и необходимости внесения в связи с этим изменений в правила их функционирования нуждается в специальной проработке.

Изучение предметной области экономики сетевых пользователей позволило выделить реально сформированные концепции (направления, в ряде случаев – научно-прикладные школы) так называемой информационной интеграции, которые пересекаются и взаимно дополняют друг друга. Каждому концептуальному направлению соответствуют формируемые и/или реально функционирующие типы виртуальных организаций, отличающиеся друг от друга. Во всяком случае, создаются условия для формирования виртуальных организаций, которые могут быть до конца не реализованы.

Под информационной интеграцией фирм подразумеваются их интенсивное и устойчивое информационное взаимодействие, стимулирующее:

- организационно-экономическую интеграцию фирм, связанную, обычно, с заключением соглашений о долгосрочном партнерстве, созданием специальных органов управления в целях координации деятельности, инвестированием в совместные проекты развития, приобретением в долевую собственность наиболее важных звеньев системы производственно-хозяйственных связей и т.п.;

- образование виртуальных организаций.

В рамках почти каждой концепции (направления) информационной интеграции можно говорить о внутренней и внешней формах информационной интеграции, которые являются важным условием для появлением внутрифирменных и межфирменных виртуальных структур.