logo
РКЛ по сетевой экономике

3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].

Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий вовсе не предполагает образование виртуальных организаций из числа продавцов и покупателей, осуществляющих торговые сделки на основе использования веб-сайта, реализующего CMS (систему управления контентом) форме ЭТП и, тем более, интернет-магазина. Такое взаимодействие в общем случае осуществляется эпизодически и трудно говорить даже об устойчивой кооперации фирм на основе такого маркетингового регулирования экономических отношений. Если взаимодействие торгующих друг с другом при посредничестве веб-сайта организаций становится устойчивым, то осуществляется переход к более сложным системам, основанным на веб-технологиях (например CRM, SCM), и формирование виртуальных организаций рассматривается в рамках других концепций (в данном случае – в рамках концепции управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции).

Тем не менее, «вокруг» сайта, реализующего CMS, действительно образуются виртуальные сообщества в том случае, когда сайт организуется специализированной фирмой («электронным посредником») в интересах других лиц. Специализированная фирма является координатором виртуального сообщества (ассоциации), а заинтересованные лица – его участниками. Характерным примером как раз и является создание ЭТП для электронной торговли товарами производственно-технического назначения или потребительскими товарами в системе оптовой торговли с ориентацией на интересы определенной (целевой) группы компаний-поставщиков (потребителей) (то есть создание B2B-портала). Виртуальную организацию в этом случае обычно образует альянс электронного посредника и его клиентов, например, поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий. Для того, чтобы наполнить сайт информацией, решить ряд возникающих при этом вопросов, подвести итоги торговых операций за определенный период членам ассоциации не обязательно встречаться вместе, что предопределяет виртуальный характер данного альянса.

В рамках данной концепции неплохо прослеживается виртуальность внутрифирменных организационных форм. Как и в предыдущей концепции, в качестве внутрифирменного виртуального подразделения можно рассматривать виртуальную группу, отвечающую за функционирование веб-ресурса организации.

К данной классификационной группе относятся также фирмы, торгующие через Интернет виртуальными товарами или выполняющие посреднические функции. То есть рассматривается случай «одна юридически зарегистрированная организация – одна виртуальная организация».