logo
РКЛ по сетевой экономике

3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].

Данная концепция появилась вследствие стремления бизнеса на основе применения ИКТ не только контролировать внутреннюю среду (back-office), но и осуществлять мониторинг внешней среды (front-office) фирмы. При этом к внешней среде можно отнести конкурентов, поставщиков, потребителей и других контрагентов, а также органы государственной власти и местного самоуправления.

В рамках данной концепции достаточно четко различаются аспекты внутрифирменной и межфирменной информационной интеграции.

Процессы внутрифирменной интеграции обусловлены тем, что в течение длительного времени автоматизация управления внешними связями предприятия осуществлялась с использованием локальных программных средств вне связи с функционирующей на предприятии АЭИС. В частности, были созданы и использовались следующие виды автономных информационных систем9, которые в предыдущей теме уже рассматривались нами как системы электронного бизниса:

- система учета информации о конкурентах Бенчмаркинг (Benchmarking);

- система мониторинга внешней среды по факторам (например, по PESTE-факторам, то есть Policy, Economy, Sociology, Technology, Ecology (Политика, Экономика, Социология, Технология, Экология) или TEMPLES-факторам, то есть Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society (Технологии, Экономика, включая рыночную среду, Политика, Законодательство, Окружающая среда, Общество, включая демографические и социальные факторы) или STEP-факторам (социальным, технологическим, экономическим, политическим);

- система учета и управления взаимоотношениями с потребителями или маркетинга отношений (CRM – Customer Relations Management);

- система учета и управления взаимоотношениями с поставщиками или управления цепочками поставок (SCM – Supply Chain Management);

- система управления контентом (сайтом) – (CMS – content management system), если только эта система не входила в состав перечисленных выше систем, и другие системы.

Benchmarking, система мониторинга внешней среды по факторам, системы CRM и SCM в той или иной степени связаны с таким понятием, как электронный маркетинг. При этом первые две системы обеспечивают исследование конкурентной среды и рынка методом электронной внешней разведки.

CMS-система является, как уже говорилось, наиболее распространенной инструментальной основой реализации электронной коммерции, прежде всего электронной торговли, включая рекламу, или поддержки традиционного бизнеса.

Содержание внутрифирменной интеграции в рамках данной концепции заключается в интеграции автономных систем с основной АЭИС фирмы. В частности, интеграция ERP-системы с системой CRM привело к созданию системы по методологии CSRP (Customer Synchronized Resource Planning – Планирование ресурсов предприятия, ориентированное на потребителя). Интеграция CSRP-системы с системой SCM привело к созданию системы по методологии ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing – Управление ресурсами и внешними связями предприятия). Этот процесс отображен на рис. 3.1.

На схеме среди прочих показаны системы MRP (Material Requirements Planning – Планирование потребности в материальных ресурсах) и MRP II (Manufacturing Resourse Planning – Планирование производственных ресурсов).

Разумеется, во внутрифирменной интеграции задействованы и другие системы. Например, системы электронной разведки также могут быть интегрированы в основную АЭИС фирмы. Создание торговых интернет-систем (ТИС) предусматривает интеграцию в систему ERP II также и системы CMS.

Рис. 3.1. Иерархия, структура и интеграция корпоративных