5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
1) Конкуренция между принципами разработки программного продукта. Наиболее распространенной формой конкурентного взаимодействия ИТ-фирм на рынке информационных технологий в настоящее время становится конкуренция двух принципов написания программ для ИТ-продуктов: так называемые «открытый» (или, что одно и то же, свободное программное обеспечение – СПО) и «закрытый» коды. Таким образом, продукция ИТ-компаний дифференцируется, что уже само по себе является формой конкурентного взаимодействия.
Закрытый код подразумевает, что структура программы может быть воспроизведена исключительно фирмой-разработчиком или по ее лицензии. Программы с открытым кодом доступны так называемым специализированным пользователям – юридическим или физическим лицам, которые могут вносить в них изменения, могут дорабатывать, использовать в качестве блоков при создании сложных информационных систем и т.п.
Непрофессиональные пользователи, к которым в первую очередь относятся промышленные предприятия, существенно ограничены в своих возможностях самостоятельно дорабатывать ПО с открытым кодом: для этого они должны привлечь в свои ИТ-подразделения соответствующих специалистов, что сложно и невыгодно экономически, поскольку существенно повысит внутрифирменные расходы.
Классическим примером программного продукта с закрытым кодом является операционная система Windows фирмы Microsoft Corp., с открытым кодом – операционная система Linux, разработанная и постоянно совершенствуемая некоммерческой ассоциацией организаций.
Для программных продуктов с закрытым кодом характерен высокий уровень конкурентоспособности по качеству, программные продукты с открытым кодом характеризуются приемлемым для покупателей соотношением «цена-качество» и существенная конкурентоспособность по цене. Системы с открытым кодом в ряде случаев оказываются на 80 ‒ 90% дешевле, поскольку не требуют переговоров с компанией «Microsoft» или другим подобным монополистом и лицензионных платежей, а иногда распространяются бесплатно, чтобы вытеснить с соответствующего сектора рынка конкурента, представившего программный продукт с закрытым кодом.
Кроме того, при реализации СПО возникает так называемый «эффект сети», обусловленный созданием сетей партнеров и пользователей открытых решений (в том числе при посредничестве Интернета), причем фирмы-производители открытого кода берут на себя значительную часть расходов по обучению участников этих сетей. Фирмам-участникам оказывается также техническая поддержка. Через подобные сети сотрудничества разработчики, использующие технологии открытого кода (в частности, Linux), ищут обходные пути для внедрения своих продуктов и получения прибыли, компенсируя низкие рыночные цены на СПО вполне приемлемыми ценами на продукты с закрытым кодом, выполненные на основе СПО по заказу или для продажи на рынке.
Борьба зашла в такую фазу, когда некоторые программные продукты появляются на рынке в двух модификациях: с закрытым и открытым кодом или обладают свойством этих двух типов продуктов (в частности, в ПО комплексных автоматизированных ERP-систем встроены инструментальные средства, позволяющие проводить их доработку и расширение).
Относительно недавно на рынке программного обеспечения появилась еще одна категория конкурентов ‒ провайдеры, предоставляющие клиентам «облачные сервисы», то есть те же прикладные программы, но установленные на провайдерских вычислительных мощностях. Сторонники открытого кода болезненно отреагировали на появление новых конкурентов коллективной декларацией о тождестве облачных сервисов продуктам с закрытым кодам.
2) Терпимость к пиратству следует рассматривать как достаточно парадоксальную форму конкурентной борьбы. Необходимость быстро привлечь значительное число пользователей определяет и специфическое отношение фирм на сетевом рынке к пиратству. Пиратство способствует более широкому распространению базового продукта ИТ-компании.
По мере роста рынка и ужесточения конкуренции, благодаря значительным сетевым эффектам, фирмам становится выгодно снижать защиту сетевого продукта в целях расширения числа потребителей. Ценность специфического сетевого продукта растет с числом пользователей, как легальных, так и нелегальных, что способствует формированию нужных фирме ожиданий. Стратегия отсутствия серьезной защиты сетевого продукта выгодна в случае, когда ИТ-компания может предложить существенный набор дополнительных услуг для легальных пользователей и компенсировать тем самым потери от пиратства.
3) Дополнение технологической конкуренции сервисной, кастомизацией. Об этом уже говорилось в дисциплине «Информационный менеджмент». С одной стороны, фирмы продолжают конкурировать в области технологии, увеличивая мощность ПК и высокотехнологичных серверов, повышая качество информационных систем. С другой стороны, стратегии изменяются в сторону укрепления партнерской и сервисной сетей и центров ИТ-консультирования, чтобы максимально приблизить ИТ-фирму к заказчику. У кого сервисная сеть лучше, тот оказывается победителем.
По сути дела, покупатель на рынке ИТ выбирается парный объект – «информационная система ‒ поставщик», причем такой, который позволяет учитывать индивидуальные требования пользователя (это и есть кастомизация).
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.