logo
РКЛ по сетевой экономике

5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов

1) Конкуренция между принципами разработки программного продукта. Наиболее распространенной формой конкурентного взаимодействия ИТ-фирм на рынке информационных технологий в настоящее время становится конкуренция двух принципов написания программ для ИТ-продуктов: так называемые «открытый» (или, что одно и то же, свободное программное обеспечение – СПО) и «закрытый» коды. Таким образом, продукция ИТ-компаний дифференцируется, что уже само по себе является формой конкурентного взаимодействия.

Закрытый код подразумевает, что структура программы может быть воспроизведена исключительно фирмой-разработчиком или по ее лицензии. Программы с открытым кодом доступны так называемым специализированным пользователям – юридическим или физическим лицам, которые могут вносить в них изменения, могут дорабатывать, использовать в качестве блоков при создании сложных информационных систем и т.п.

Непрофессиональные пользователи, к которым в первую очередь относятся промышленные предприятия, существенно ограничены в своих возможностях самостоятельно дорабатывать ПО с открытым кодом: для этого они должны привлечь в свои ИТ-подразделения соответствующих специалистов, что сложно и невыгодно экономически, поскольку существенно повысит внутрифирменные расходы.

Классическим примером программного продукта с закрытым кодом является операционная система Windows фирмы Microsoft Corp., с открытым кодом – операционная система Linux, разработанная и постоянно совершенствуемая некоммерческой ассоциацией организаций.

Для программных продуктов с закрытым кодом характерен высокий уровень конкурентоспособности по качеству, программные продукты с открытым кодом характеризуются приемлемым для покупателей соотношением «цена-качество» и существенная конкурентоспособность по цене. Системы с открытым кодом в ряде случаев оказываются на 80 ‒ 90% дешевле, поскольку не требуют переговоров с компанией «Microsoft» или другим подобным монополистом и лицензионных платежей, а иногда распространяются бесплатно, чтобы вытеснить с соответствующего сектора рынка конкурента, представившего программный продукт с закрытым кодом.

Кроме того, при реализации СПО возникает так называемый «эффект сети», обусловленный созданием сетей партнеров и пользователей открытых решений (в том числе при посредничестве Интернета), причем фирмы-производители открытого кода берут на себя значительную часть расходов по обучению участников этих сетей. Фирмам-участникам оказывается также техническая поддержка. Через подобные сети сотрудничества разработчики, использующие технологии открытого кода (в частности, Linux), ищут обходные пути для внедрения своих продуктов и получения прибыли, компенсируя низкие рыночные цены на СПО вполне приемлемыми ценами на продукты с закрытым кодом, выполненные на основе СПО по заказу или для продажи на рынке.

Борьба зашла в такую фазу, когда некоторые программные продукты появляются на рынке в двух модификациях: с закрытым и открытым кодом или обладают свойством этих двух типов продуктов (в частности, в ПО комплексных автоматизированных ERP-систем встроены инструментальные средства, позволяющие проводить их доработку и расширение).

Относительно недавно на рынке программного обеспечения появилась еще одна категория конкурентов ‒ провайдеры, предоставляющие клиентам «облачные сервисы», то есть те же прикладные программы, но установленные на провайдерских вычислительных мощностях. Сторонники открытого кода болезненно отреагировали на появление новых конкурентов коллективной декларацией о тождестве облачных сервисов продуктам с закрытым кодам.

2) Терпимость к пиратству следует рассматривать как достаточно парадоксальную форму конкурентной борьбы. Необходимость быстро привлечь значительное число пользователей определяет и специфическое отношение фирм на сетевом рынке к пиратству. Пиратство способствует более широкому распространению базового продукта ИТ-компании.

По мере роста рынка и ужесточения конкуренции, благодаря значительным сетевым эффектам, фирмам становится выгодно снижать защиту сетевого продукта в целях расширения числа потребителей. Ценность специфического сетевого продукта растет с числом пользователей, как легальных, так и нелегальных, что способствует формированию нужных фирме ожиданий. Стратегия отсутствия серьезной защиты сетевого продукта выгодна в случае, когда ИТ-компания может предложить существенный набор дополнительных услуг для легальных пользователей и компенсировать тем самым потери от пиратства.

3) Дополнение технологической конкуренции сервисной, кастомизацией. Об этом уже говорилось в дисциплине «Информационный менеджмент». С одной стороны, фирмы продолжают конкурировать в области технологии, увеличивая мощность ПК и высокотехнологичных серверов, повышая качество информационных систем. С другой стороны, стратегии изменяются в сторону укрепления партнерской и сервисной сетей и центров ИТ-консультирования, чтобы максимально приблизить ИТ-фирму к заказчику. У кого сервисная сеть лучше, тот оказывается победителем.

По сути дела, покупатель на рынке ИТ выбирается парный объект – «информационная система ‒ поставщик», причем такой, который позволяет учитывать индивидуальные требования пользователя (это и есть кастомизация).