5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
Наиболее распространенной базовой системой, выделяемой по технологическому признаку, является CMS (content management system – система управления контентом). Именно она в массовом порядке используется в целях создания и поддержки веб-ресурсов.
2) Категория электронного бизнеса определяет направленность процедуры, осуществляемой с использованием электронных средств. В свою очередь, она определяется типом взаимодействующих субъектов электронного бизнеса. Наиболее распространенными категориями электронного бизнеса являются:
-
Бизнес-бизнес (business-to-business, B2B) – организации осуществляют продажу товаров друг другу, создавая веб-ресурсы по типу электронных торговых площадок. В рамках данной категории электронного бизнеса осуществляется реализация товаров производственно-технического назначения, оптовая торговля потребительскими товарами.
-
Бизнес-потребитель, бизнес-клиент (business-to-consumer, B2C) –организации продают товары и услуги индивидуальным потребителям и домашним хозяйствам, осуществляя, главным образом, розничную торговлю. Наиболее распространенным веб-ресурсом является сайт типа «интернет-магазин».
-
Потребитель-потребитель (consumer-to-consumer, C2C) – потребители продают товары и услуги друг другу. Веб-ресурсы в этом случае служат средством взаимодействия физических лиц в деловой сфере, например, по обмену опытом приобретения того или иного товара или в форме аукциона. В настоящее время наблюдается пересечение категории электронного бизнеса C2C с явлением, которое обозначается термином «социальные сети»5.
-
Бизнес-правительство (business-to-government, B2G) – осуществление правительственных закупок у организаций через Интернет, включая организацию конкурсов на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд, заполнение и представление организациями в соответствующие органы исполнительной власти через посредство Интернета налоговых и таможенных деклараций, заполнение и представление в органы статистики форм государственного статистического наблюдения и т.д.
-
Потребитель-правительство (consumer-to-government, C2G), предусматривающая взаимодействие через веб-сайты Интернета граждан (физических лиц) и органов власти в связи с уплатой налогов, участием в государственных закупках в качестве продавцов и т.п.
-
Правительство – все лица (government-to-everybody, G2E) – предусматривает предоставление органами власти через Интернет услуг и/или информации физическим и юридическим лицам. Данная категория представлена сайтами и порталами органов исполнительной власти и местного самоуправления, силовых структур, органов социальной защиты населения и т.п., которые в настоящее время получают в нашей стране широкое распространение в рамках концепции «электронного правительства».
Анализ категорий электронного бизнеса показывает определенную «размытость» этого понятия. Некоторые категории электронного бизнеса имеют к бизнесу отдаленное отношение. Это относится к социальным сетям (категория C2C), к системе информирования населения и предпринимателей о предоставлении государственных и муниципальных услуг (категория G2E) и т.п. Но такова международная традиция.
Немного статистики. Доля оборота электронной торговли России в мировом объеме электронной торговли составляет не более 1%, рейтинг нашей страны по данному показателю составляет 52 из 68 (2008г.). Тем не менее, среднегодовые темпы роста электронной торговли в России за период 2003 – 2007гг. были очень высоки и составили 130%, объем рынка в 2007г. – 7906 млн. долл. Наибольший темп роста – 156% в год характерен для сектора B2C. Темп роста в секторе B2B – 132%. В госсекторе (B2G) темп роста составлял 104% в среднем за год.
Структура рынка электронной торговли в России существенно отличается от аналогичной структуры в развитых странах. Основное отличие – высокий объем продаж в России в госсекторе B2G (по итогам четырех указанных лет соответствующие доли продаж в секторах B2G, B2C и B2B были равны 40,1%, 33,1% и 26,8%). Это объясняется сохраняющейся высокой ролью госструктур в экономике страны, а также большой работой по развитию этого сектора, проделанной в рамках ФЦП «Электронная Россия» (предшественница ныне действующей Государственной программы РФ «Электронное общество»).
В секторе электронной торговли B2B преимущество имеют сырьевые отрасли. Доля энергетики, нефтепродуктов и газа в общем объеме электронной торговли составляет 62%, доля сельского хозяйства – 10%, продуктов питания – 8%. В секторе B2C по непродовольственным товарам преимущество имеет торговля сложной бытовой техникой и электроникой (39%), затем идет компьютерное оборудование и комплектующие (14%), аудио, видео и цифровая техника (8%), товары и оборудование для дома (8%).
3) Веб-ресурсы6 (веб-сайты, порталы) являются важнейшим технологическим элементом электронного бизнеса. Интересно отметить, что веб-ресурс используется в целях присутствия в Интернете даже тогда, когда организация, по сути дела, не осуществляет электронную торговлю. Тем не менее, присутствие организации в Интернете, с одной стороны, рассматривается как электронный бизнес (поскольку информируется потенциальный клиент), с другой – как составная часть дизайна организации, то есть ее облика, видимого контрагентами (клиентами, инвесторами и кредиторами, поставщиками и т.п.) По наличию и качеству веб-ресурса многие контрагенты делают вывод о надежности организации как партнера, что становится составной частью имиджа фирмы. Веб-ресурс предприятия выполняет, таким образом, сигнальную функцию (см. ниже тему 5).
Разновидности веб-сайтов, поддерживающих электронный бизнес или являющиеся составной частью дизайна организации, как и веб-ресурсы других назначений, используемых в электронном бизнесе, представлены на рис. 2.1.
Рассмотрим наиболее распространенные веб-ресурсы, которыми пользуются предприятия производственной и торговой ориентации. Они обычно создаются в рамках технологии CMS (система управления контентом) и во многих случаях интегрируются в ERP-систему. Создание и сопровождение сайтов может инициироваться непосредственно производственными или торговыми предприятиями или третьими лицами.
Корпоративные сайты обеспечивают виртуальное присутствие фирм и их предложений в Интернете и подразделяются на рекламные серверы и информирующие сайты.
Рекламный сервер (рекламная площадка) состоит из одной или нескольких веб-страниц, содержащих информацию рекламного характера о продукции или услугах отдельно взятой фирмы. Рекламная информация обычно выдается в том виде, в котором она имеет значение для потребителя.
Создание рекламного сервера может инициировать не само промышленное предприятие, а специализированная фирма с коммерческой направленностью деятельности. В этом случае рекламные серверы (рекламные площадки) можно трактовать как совокупность рекламных мест, которые предлагаются на продажу (или обмен), и, как правило, принадлежат одному владельцу. Например, это может быть сайт, или рекламная сеть, или тематическая рассылка. Обычно такая рекламная площадка характеризуется своей аудиторией.
Рис. 2.1. Классификация типов веб-ресурсов Интернета, поддерживающих
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.