5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
В нашей стране распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р принята государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 ‒ 2020 годы)». При этом до начала 2011 г. действовала федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 ‒ 2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.
Целью ГП «Информационное общество» является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
Задачи Программы:
• Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе:
- развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
- развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
- повышение открытости деятельности органов государственной власти;
- создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения;
- создание и развитие электронных сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства;
- создание и развитие электронных сервисов в области образования и науки;
- создание и развитие электронных сервисов в области культуры и спорта.
• Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления, в том числе:
- формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия;
- создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;
- создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;
- повышение эффективности внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
- развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;
- обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;
- создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.
• Развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий, в том числе:
- стимулирование отечественных разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;
- развитие технопарков в сфере высоких технологий.
• Преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества, в том числе:
- развитие телерадиовещания;
- развитие базовой инфраструктуры информационного общества;
- популяризация возможностей и преимуществ информационного общества;
- повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий.
• Обеспечение безопасности в информационном обществе, в том числе:
- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;
- обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий;
- развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;
- обеспечение развития законодательства Российской Федерации и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий.
• Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия, в том числе:
- оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды;
- развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту.
Подпрограммы в составе Программы:
Подпрограмма 1. Качество жизни граждан и условия развития бизнеса в информационном обществе.
Подпрограмма 2. Электронное государство и эффективность государственного управления.
Подпрограмма 3. Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий.
Подпрограмма 4. Базовая инфраструктура информационного общества.
Подпрограмма 5. Безопасность в информационном обществе.
Подпрограмма 6. Цифровой контент и культурное наследие.
Ресурсное обеспечение мероприятий по развитию информационного общества в Российской Федерации на период 2011 ‒ 2020 годов:
Средства федерального бюджета – 1288,0 млрд. руб.
Средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 500,0 млрд. руб.
Средства внебюджетных источников – 2000,0 млрд. руб.
Подобные программы приняты многими субъектами Российской Федерации. Например, в городе Москве до конца 2011 г. действует Городская целевая программа «Электронная Москва (2009 – 2011 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008г. № 709-ПП.
Постановлением правительства Москвы от 9 августа 2011 г. № 349-ПП утверждена Государственная программа города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)». Целями Программы являются повышение качества жизни населения города Москвы за счет широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий в социальной сфере, в сфере обеспечения комплексной безопасности города Москвы, во всех сферах управления городским хозяйством и в повседневной жизни, а также повышение эффективности и прозрачности государственного управления в городе Москве.
Задачами Программы, решение которых обеспечивает достижение цели Программы, являются:
- определение долгосрочных направлений развития информационно-коммуникационных технологий и формирование единых принципов внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности города Москвы;
- обеспечение равноправного доступа к современной информационно-коммуникационной среде;
- повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг в электронном виде и усиление роли информационно-коммуникационных технологий в обеспечении жизнедеятельности города Москвы на уровне мировых стандартов;
- создание эффективных механизмов обеспечения управления городским хозяйством;
- стимулирование развития информационно-коммуникационных технологий в городе Москве за счет снижения административных барьеров и создания благоприятных условий для развития отраслевого бизнеса.
Задачи Программы решаются в рамках 5 подпрограмм.
Подпрограмма 1 «Развитие информационно-коммуникационных технологий для повышения качества жизни в городе и создания благоприятных условий для ведения бизнеса» предусматривает следующие основные мероприятия:
-
•Перевод государственных услуг в электронный вид и создание новых электронных сервисов.
-
•Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы образования, здравоохранения и социальную сферу.
-
•Развитие инфраструктуры универсальной электронной карты.
-
•Обеспечение интерактивного, открытого и эффективного диалога между органами исполнительной власти города, гражданами и бизнесом.
Подпрограмма 2 «Создание интеллектуальной системы управления городом Москвой» предусматривает следующие основные мероприятия:
-
•Повышение качества коммунального обслуживания за счет применения ИКТ, снижение эксплуатационных издержек.
-
•Повышение эффективности городского управления на основе внедрения ИКТ.
-
•Повышение уровня обеспечения безопасности жителей за счет применения ИКТ.
-
•Создание информационно-коммуникационной компоненты интеллектуальной транспортной системы.
-
•Повышение эффективности реализации функций органами исполнительной власти города Москвы за счет применения ИКТ.
Подпрограмма 3 «Формирование общедоступной информационно-коммуникационной среды» предусматривает следующие основные мероприятия:
-
•Создание условий для эффективного развития информационно-коммуникационной инфраструктуры города Москвы.
-
•Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры органов исполнительной власти города Москвы и учреждений города Москвы.
-
•Оказание услуг электросвязи для органов исполнительной власти города и учреждений города Москвы.
-
•Организация эффективной разработки и эксплуатации информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти города Москвы.
-
•Обеспечение функционирования системы обеспечения безопасности города Москвы (видеонаблюдение в подъездах домов) по сервисной модели.
-
• Обеспечение централизованного размещения информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти города Москвы и учреждений города Москвы на базе единого центра обработки данных.
Подпрограмма 4 «Управление реализацией Программы» предусматривает следующие основные мероприятия:
• Разработка системного проекта реализации Программы.
• Разработка и исполнение общественных контрольных и технических надзорных процедур.
• Разработка методологии обучения и повышения квалификации государственных гражданских служащих города Москвы и работников учреждений города Москвы, создание и обеспечение методологической составляющей деятельности центра технологического обучения.
Подпрограмма 5 «Развитие средств массовой информации и рекламы» предусматривает следующие основные мероприятия:
-
•Развитие печатных средств массовой информации и популяризация книгоиздания.
-
•Развитие электронных средств массовой информации.
-
•Развитие рекламы, праздничного и тематического оформления города Москвы.
Общий объем финансирования Программы в 2012 ‒ 2016 годах составит 329547713,8 тыс. руб., в том числе:
- в 2012 году ‒ 54983860,0 тыс. руб., из них: 35013214,2 тыс. руб. ‒ средства бюджета города Москвы, 1220645,8 тыс. руб. ‒ средства федерального бюджета, 18750000,0 тыс. руб. ‒ внебюджетные средства;
- в 2013 ‒ 2014 годах ‒ 126653430,1 тыс. руб., из них: 78653430,1 тыс. руб. ‒ средства бюджета города Москвы, 48000000,0 тыс. руб. ‒ внебюджетные средства;
- в 2015 ‒ 2016 годах ‒ 147910423,7 тыс. руб., из них: 91750423,7 тыс. руб. ‒ средства бюджета города Москвы, 56160000 тыс. руб. ‒ внебюджетные средства.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.