Электронный бизнес
Информирующие сайты (серверы) обеспечивают пользователя детальными сведениями о фирме и ее предложениях. Они имеют достаточно сложное строение, включают в себя большое количество функциональных тематических разделов и информационных блоков. Сайты этого вида снабжаются каталогом товаров и услуг с возможностями поиска по каталогу, системой публикации прайс-листов с возможностью регулярного обновления. Подобные сайты способны отвечать на актуальные вопросы аудитории и позволяют снять излишнюю нагрузку с традиционных каналов связи фирмы с внешней средой.
Эффект от подобного информационного представительства в Интернете – дополнительная рекламная площадь, полноценная информация для посетителей о представляемых компанией товарах и услугах, создание новых информационных услуг для существующих клиентов и партнеров, возможность привлечения новых клиентов, высокий уровень имиджа компании.
Среди информирующих сайтов можно выделить такую его разновидность как сайт-визитку, который обеспечивает формальное присутствие фирмы в Интернете и содержит ограниченную информацию о предприятии (полное наименование, сфера деятельности, адрес, контактные телефоны и т.п.).
Наиболее сложными информирующими веб-ресурсами в системе электронного бизнеса является так называемые «виртуальные офисы». Эти сайты достаточно сложны и позволяют автоматизировать как бизнес-процессы внутри компании, так и осуществлять связь с клиентами, поставщиками, партнерами, выполнять маркетинговые исследования. По сути дела, «виртуальный офис» объединяет в себе информирующий сайт и торговую систему, например интернет-магазин (см. ниже).
Интернет-магазин – это веб-сайт, обеспечивающий продажи через Интернет с использованием электронного каталога или другого вида представления продукции, принимающий заказы на материальные или электронные товары и услуги от посетителей в режиме on-line и обслуживающий электронный бизнес, относящийся к категории B2C (розничная торговля). В перечень основных функций интернет-магазина входит информационное обслуживание покупателя, обработка заказов, проведение платежей, а также сбор и анализ различной статистической информации, используемой затем в целях маркетинга.
По степени автоматизации интернет-магазины подразделяются на:
-
веб-витрины, представляющие собой совокупность стандартного каталога, системы навигации и оформления заказа с последующей передачей менеджеру по продажам для дальнейшей обработки. Далее бизнес-процессы подобного электронного магазина повторяют бизнес-процессы предприятий розничной торговли с некоторыми, правда, особенностями, связанными с необходимостью доставки товара покупателю. Применение веб-витрины в качестве инструмента привлечения покупателей и интерфейса взаимодействия с ними целесообразно при небольшом количестве ежедневных заказов (не более 100 – 200);
-
интернет-магазины с полным торговым циклом, в которых запросы покупателей поступают в автоматизированную систему обработки заказов (является частью front-office, не интегрированного в ERP-систему), а не к менеджерам по продажам. Благодаря динамичной обработке информации и работе с базами данных такой интернет-магазин имеет возможность работать индивидуально с каждым зарегистрированным покупателем. Возможна также интеграция интернет-магазина с платежными системами. По некоторой разновидности товаров (информационные или программные продукты) интернет-магазин может обеспечить доставку с использованием телекоммуникаций;
-
торговые интернет-системы (ТИС), которые интегрированы в систему автоматизации внутреннего документооборота компаний (back-office; то есть имеется в виду применение интегрального решения типа ERP-II). В связи с этим они имеют еще бóльшую эффективность по сравнению с интернет-магазинами с полным торговым циклом, однако при этом повышается актуальность применения средств информационной безопасности.
Электронные (или виртуальные) торговые площадки (ЭТП) – сайты, предназначенные для непосредственной организации в режиме on-line деятельности специалистов, службы сбыта и снабжения для категории электронного бизнеса B2B (реализация или покупка товаров производственно-технического назначения, оптовая торговля потребительскими товарами). ЭТП можно рассматривать как место, где заключаются сделки между продавцом и покупателем и осуществляется проведение финансово-торговых транзакций.
По признаку создания и принадлежности ЭТП их можно разделить на три категории:
- создаваемые покупателями – одной или несколькими крупными компаниями;
- создаваемые продавцам – одной или несколькими крупными компаниями;
- создаваемые и управляемые третьей стороной – лицами, которые хорошо ориентируются в соответствующем секторе бизнеса и происходящих в нем бизнес-процессах.
Площадки, создаваемые и управляемые третьей стороной имеют тенденцию к превращению в крупные B2B-порталы (см. выше рис. 2.1).
B2B-порталы – как правило, это веб-сайты, обслуживающие процесс реализации (приобретения) товаров производственно-технического назначения или потребительских товаров в системе оптовой торговли с ориентацией на интересы определенной (целевой) группы компаний-поставщиков (потребителей), обычно образующих некоторую ассоциацию. Одним и тем же B2B-порталом для заключения сделок о купле-продаже товаров пользуется множество продавцов (покупателей), что позволяет снизить издержки на организацию поставок профильной продукции и формирование информационного поля.
Различают ЭТП (B2B-порталы) трех основных разновидностей.
Агрегатор (электронный каталог).
Это место проведения закупок «в один прием». Поддерживает поиск и согласование, вплоть до заключения договоров поставки, по множеству позиций представленной покупателем спецификации и информирование покупателя о состоянии поставки.
Интернет-биржи.
Это электронный отраслевой рынок наличной товарной продукции для удовлетворения срочной потребности покупки-продажи по рыночным ценам для небольшой группы игроков данной отрасли, имевших ранее установленные деловые отношения и выступающие при проведении биржевых торгов анонимно. Технологии интернет-биржи позволяют реализовать бартерные модели торговли и использовать клиринговые системы (системы взаимозачетов).
Интернет-аукционы.
Это сайты, предназначенные для продажи товаров и услуг в форме публичных конкурентных торгов, в процессе которых устанавливается их конечная цена. Интернет-аукцион позволяет реализовать механизм ликвидации избытков производства по оптимальной цене. Работа сайта обеспечивается специальным программным обеспечением, устанавливаемым организатором торгов.
С помощью интернет-аукциона можно реализовать различные известные типы аукционов, творчески их сочетая: стандартный (английский) аукцион, голландский аукцион, аукцион одновременного предложения, двойной аукцион, аукцион закрытых предложений и другие.
В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать, не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через веб-сайт или компьютерную программу аукциона. Самым крупным интернет-аукционом в мире является eBay, основанный в 1995 г. и имеющий оборот в несколько миллионов сделок в день.
К интернет-аукционам относят также аукционы, которые проводятся не в Интернете, а традиционным способом, однако желающие могут сделать ставку через Интернет. Такая система работает на «дорогих» аукционах, где некоторые участники не могут присутствовать на месте проведения аукциона.
Для предприятий могут также представлять интерес информационные сайты.
Информационные сайты – это серверы, цель которых заключается в предоставлении пользователям той или иной полезной для них информации.
Информационные сайты имеют несколько разновидностей (новостные сайты, информационные порталы, форумы, блоги и др.). Как правило, но не всегда, создание информационных сайтов инициируется не фирмами, реализующими (приобретающими) определенные товары или услуги, а специализированными участниками использования интернет-среды (часто в интересах определенной группы компаний). Хорошо известен, например, информационно-новостной сайт фирмы «Росбизнесконсалтинг».
В системе электронного бизнеса заслуживает внимание применение открытого корпоративного блога (публичного блога). Открытый корпоративный блог – это собственное СМИ компании, через которое она может влиять на своих клиентов, партнёров или деловое сообщество. Наполнением блога могут быть новости компании, описания событий из её жизни. Корпоративный блог является в то же время инструментом HR (набора кадров), с его помощью можно найти новых сотрудников. Читатели из блога узнают о жизни компании и «примеряют на себя» корпоративную культуру. При наличии подходящих вакансий читатель сделает выбор в пользу компании, о которой он знает больше и которой больше доверяет или симпатизирует. В настоящее время корпоративный блог в большинстве случаев интегрируется в корпоративный сайт или другие веб-ресурсы, поддерживаемые предприятием.
В порядке напоминания: блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») - это веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах). Публичные блоги фирмы заполняются ее сотрудниками. Здесь нужен редактор и определенная цензура. К заполнению таких блогов можно допустить клиентов и контрагентов фирмы, что усиливает необходимость цензуры. Свойствами блогов иногда наделяют корпоративные сайты, в которых клиенты могут поделиться своим мнением о продукции (услугах) фирмы, дать предложения по совершенствованию работы предприятия.
Напомним также, что принцип работы поисковых серверов (они также обозначены на рис. рис. 2.1) рассматривался в дисциплине «Вычислительные системы, сети и телекоммунации» и иных дисциплинах каф. 504.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.