4) Классификация виртуальных организаций.
Рассмотренная выше в настоящих лекциях видовая классификация виртуальных организаций базируется на концепциях так называемой информационной интеграции и таких понятиях, как виртуальность внутрифирменных и межфирменных организационных форм.
На лекциях были, в частности, выделены следующие виды виртуальных организаций:
В рамках концепции интегрированных корпоративных информационных систем (ИКИС):
● Компактная бизнес-группа взаимодействующих предприятий («микро-кластер»), имеющих общую ИКИС.
● Распределенные виртуальные организации:
•• интеграционное объединение самостоятельных организаций (в частном случае – сеть сотрудничества), находящихся в различных географических точках и имеющих общую ИКИС;
•• единая организация (юридическое лицо) с развитой филиальной сетью, обслуживаемой ИКИС.
В рамках концепции управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции:
● Виртуальный коллектив, обеспечивающий сопровождение веб-ресурса при применении сложных технологических систем электронного бизнеса (SCM, CRM и др.)
● Интегрированное предприятие («виртуальная цепочка создания ценностей» или «виртуальная цепочка добавления стоимости»).
● Виртуальная организация, создаваемая с целью формирования базы данных предприятия для эффективного воздействия на внешнюю среду бизнеса (базы данных конкурентной разведки).
В рамках концепции электронного бизнеса как концепции виртуальных взаимодействий:
● Альянс электронного посредника, поддерживающего B2B-портал, и его клиентов.
● Виртуальная группа, обеспечивающая сопровождение веб-ресурса организации, создаваемого в соответствии с базовой технологией CMS.
● Фирмы, торгующие через Интернет виртуальными товарами или выполняющие посреднические функции (относятся к ячейке 1 классификационной таблицы 3.1). Реализуется принцип «одно юридическое лицо – одна виртуальная организация».
В рамках концепции поддержки жизненного цикла сложных изделий:
● Виртуальные проектные группы по профилю разрабатывающих фирм.
● Виртуальная цепочка создания ценностей в сфере инноваций, функционирующая в звене «исследование → проектирование → опытное производство → серийное производство → сопровождение эксплуатации».
● Многоуровневое интегрированное предприятие, функционирующее в звене «производство материалов → производство деталей → производство узлов → производство агрегатов → производство секций → окончательная сборка конечной продукции».
● Сложные виртуальные организации, объединяющие виртуальные цепочки создания ценностей в сфере инноваций и многоуровневые интегрированные предприятия.
В работе [10], целиком посвященной проблематике виртуальных организаций, также предлагается видовая классификация виртуальных организаций, но с других позиций. Тем не менее, во многих случаях авторы указанной работы выделяют такие же виды виртуальных организаций, которых мы уже рассматривали. В крайнем случае, им даны несколько иные названия.
Остановимся на позициях неполного совпадения двух классификаций, которые представляют определенный интерес.
Гипертекстовые организации. Они представляют собой усложненную форму обучающихся организаций, когда организация функционирует на нескольких уровнях одновременно. Процесс создания знаний в такой организации можно рассматривать как динамический цикл, проходящий через три уровня: команды, работающие над проектом, бизнес-система и база знаний. Члены проектной команды на верхнем уровне отделены от иных функций и подразделений во всей бизнес-системе и вовлечены в процесс создания знаний. Когда команда завершает выполнение своей задачи, ее члены движутся вниз к уровню базы данных и составляют опись созданных ими знаний и/или тех, которые они приобрели во время работы в проектной команде. После надлежащего оформления вновь приобретенных структурой знаний (на основе процедур кодирования и категоризации) члены команды возвращаются на уровень бизнес-системы и принимаются за обычные рутинные обязанности, пока их не привлекут к работе над следующим проектом. Умение быстро и гибко переключаться между различными контекстами знаний с тем, чтобы формировать динамический цикл знаний, в конечном итоге и определяет способность организации воспринимать новшества.
Одна из сильных сторон «гипертекстовой» модели, заключается в том, что она позволяет интегрировать виртуальные и материальные системы, а не настаивает на приоритете одной над другой. На внутрифирменном уровне гипертекстовые организации хорошо интерпретируются как хорошо продуманная (и в какой-то степени идеализированная) матричная структура управления разрабатывающей фирмой, используемая в качестве организационной основы формирования виртуальных проектных групп.
Виртуальная «паутина». Ее можно определить как сотрудничество организаций-партнеров, имеющих общие интересы. С определенными оговорками виртуальную «паутину» можно рассматривать как гипертекстовую организацию, в которой рабочие группы или команды выходят за пределы одной организации и включают целые компании, а не только отдельных лиц.
Голографические организации – в этой форме виртуальной организации, как в голограмме, каждый элемент организации отражает в миниатюре организацию целиком. Например, каждая бизнес-единица – команда и т.д. – копирует в меньшем масштабе все основные функции компании. Голографическую организацию можно рассматривать как частный случай гипертекстовой организации, отдельные команды которой (например, виртуальные проектные группы) копируют структуру разрабатывающей организации и включают бухгалтерию, маркетинговое подразделение и т.п.
Виртуальные сообщества – это мобильные коммуникационные сети, в которых на постоянной основе участвуют несколько компаний или организаций. Виртуальные сообщества обычно принимают одну из двух форм: исследовательское или другое объединение, созданное для обмена информацией и знаниями, или же рыночные сообщества, где поставщик регулярно контактирует с небольшими, но связанными группами клиентов. Контакт осуществляется часто и является двусторонним, иногда он реализуется в цепочках поставки. В качестве примера укажем, что виртуальное сообщество образует космическое агентство NASA в США и связанные с ним научными центры, компании, университеты для проведения исследований во время космических полетов и изучения сопутствующих задач. Можно надеяться, что подобное виртуальное сообщество организует в нашей стране Федеральное космическое агентство Роскосмос.
Видовая классификация виртуальных организаций не является единственно возможной. В качестве примера можно привести еще одну – классификацию виртуальных организаций в соответствии с используемым типом управления [9]. Согласно данному признаку классификации выделяются три вида виртуальных организаций:
• с централизованным типом управления – участники действуют по поручению своих организаций, причем один из участников управляет процессом (уясняет задачу, выдает задания другим, обобщает результаты и принимает решение);
• с распределенным типом управления – знания и ресурсы распределяются между участниками, но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях;
• с децентрализованным типом управления – все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между участниками.
Возможна также классификация виртуальных организаций в соответствии с применяемыми техническими средствами и информационными технологиями.
Программные и аппаратные средства для обеспечения работы виртуальных организаций, а также особенности виртуальной работы рассматривались в дисциплине «Информационный менеджмент» при изучении виртуальных проектных групп.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.