3.1. Основные определения
Проблематика образования виртуальных организаций также относится, в первую очередь, к сфере экономики сетевых пользователей. Вопрос о создании и функционировании виртуальных организаций рассматривался нами в прошлом году по дисциплине «Информационный менеджмент» в связи с изучением виртуальных проектных групп. В данной теме он получит дальнейшее развитие.
Существует множество определений виртуальных организаций, из которых наибольший интерес представляют так называемые «центростремительное» и «центробежные» определения.
Центростремительное определение [8] заключается в том, что в самом общем виде виртуальную организацию можно определить как сообщество территориально разобщенных сотрудников, которые обмениваются продуктами своего труда и общаются друг с другом исключительно с использованием электронных средств при минимальных или полностью отсутствующих личных контактах. Кратко можно сказать, что виртуальная организация – это интеграционное объединение юридических и физических лиц, связанных общей информационно-коммуникационной инфраструктурой.
С точки зрения потребителя продукции (услуг), совокупность участников виртуальной организации выступает как единое предприятие, использующее возможности современных информационных и коммуникационных технологий.
Согласно центробежному определению [10] виртуальной является организация, которая использует коммуникативные технологии для замещения физической структуры, предоставляя возможность рассредоточенной и децентрализованной работы своих сотрудников; при этом сама организация становится более гибкой и размытой. Такие организации по своей природе основаны на мощных знаниях и в значительной степени полагаются на нематериальный капитал. Кроме того, их сотрудники берут на себя больше персональной менеджерской ответственности в связи с их удаленностью от руководителей.
Интересна также идея о том, что создание виртуальной организации может быть не связано с информационными и коммуникационными технологиями. Например, с позиции потребителей (и некоторых других контрагентов) совокупность участников сети сотрудничества, не имеющих общей информационной инфраструктуры, выступает как единое предприятие. Поскольку оно реально не существует, его, в общем, можно рассматривать как виртуальное предприятие. Не оформленная легитимно структура в теневой экономике также может рассматриваться как виртуальная организации.
«Примирить» центростремительное и центробежное определения виртуальной организации можно на основе выделения следующих двух составляющих понятия «виртуальная организация» [9]:
1) Виртуальность внутрифирменных организационных форм – внутрифирменные виртуальные организации (подразделения), формируемые на базе внутрифирменных информационных сетей (в т.ч. Intranet), которые могут выполнять широкий спектр работ с использованием средств телесвязи, телекоммуникаций, а также работ с применением банков знаний или сетей знаний. Их общим признаком является объединение с помощью ИКТ деловых единомышленников и партнеров, образующих внутрифирменный виртуальный коллектив (или несколько коллективов).
Прослеживается достаточно четкая связь данного понятия с центробежным определением виртуальной организации.
2) Виртуальность межфирменных организационных форм – взаимодействие коллективов, относящихся к разным организациям, на основе функционирования множества динамичных межорганизационных информационных сетей (в т.ч. Extranet). Виртуальные организации в этом случае выходят за границы одной организации – юридического лица.
Прослеживается достаточно четкая связь данного понятия с центростремительным определением виртуальной организации.
К положительному эффекту от создания виртуальных организаций (подразделений) могут быть отнесены экономия на масштабе без образования крупного, зачастую трудно управляемого, предприятия, быстрое продвижение инноваций, постоянный контакт с потребителями продукции и услуг и возможность быстрого реагирования на их новые требования, функционирование в условиях так называемой сжатой шкалы времени (как правило, виртуальные организации всего за несколько лет они проходят те стадии развития, на которые фирмам традиционной экономики требовались десятилетия), в перспективе ‒ высокая конкурентоспособность продукции и услуг, а, следовательно, значительная прибыль и рентабельность.
В то же время практическая реализация таких понятий, как виртуальность внутрифирменных и межфирменных организационных форм означает создание условий для оппортунистического поведения членов коллектива организации или сложившегося корпоративного объединения. Иными словами, виртуальная организация как продукт информационной интеграции может разрушить существующую организацию или интеграционное объединение множества организаций, рассматриваемое как продукт их экономической интеграции, в том числе нарушить сложившиеся корпоративные соглашения и правила, интересы собственников и менеджмента. Это может привести к потерям для определенных лиц: собственников, менеджеров, специалистов. Так или иначе, вопрос о конфликтах в развитии организаций и интегрированных структур в связи с применением ИКТ и необходимости внесения в связи с этим изменений в правила их функционирования нуждается в специальной проработке.
Изучение предметной области экономики сетевых пользователей позволило выделить реально сформированные концепции (направления, в ряде случаев – научно-прикладные школы) так называемой информационной интеграции, которые пересекаются и взаимно дополняют друг друга. Каждому концептуальному направлению соответствуют формируемые и/или реально функционирующие типы виртуальных организаций, отличающиеся друг от друга. Во всяком случае, создаются условия для формирования виртуальных организаций, которые могут быть до конца не реализованы.
Под информационной интеграцией фирм подразумеваются их интенсивное и устойчивое информационное взаимодействие, стимулирующее:
- организационно-экономическую интеграцию фирм, связанную, обычно, с заключением соглашений о долгосрочном партнерстве, созданием специальных органов управления в целях координации деятельности, инвестированием в совместные проекты развития, приобретением в долевую собственность наиболее важных звеньев системы производственно-хозяйственных связей и т.п.;
- образование виртуальных организаций.
В рамках почти каждой концепции (направления) информационной интеграции можно говорить о внутренней и внешней формах информационной интеграции, которые являются важным условием для появлением внутрифирменных и межфирменных виртуальных структур.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.