logo
РКЛ по сетевой экономике

3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство

Единого подхода к определению понятия виртуального пространства (или пространства виртуализации) нет. В настоящее время можно выделить два подхода к трактовке этого понятия: организационно-технологический и когнитивный (связанный с сознанием, мышлением, познанием).

Согласно организационно-технологическому подходу виртуальное пространство представляет собой информационное пространство вычислительных сетей. В работе [2] в качестве сопутствующих понятий по отношению к информационному пространству рассматриваются:

Когнитивный подход является более целостным и комплексным и предполагает, что виртуальное пространство состоит из следующих трех основных компонентов (видов пространств) [10]:

Пространство представления ‒ это, строго говоря, идеи в головах сотрудников. Организации с развитым пространством представления чаще всего используют передаваемые знания наиболее эффективно. Эти организации отличает интеллект, хорошая тренированность и высокое мастерство сотрудников, которые обладают развитыми способностями к воображению и творческой деятельности.

Пространство технологии можно рассматривать как информационное пространство, создаваемое посредством вычислительных сетей организации и характеризуется следующими параметрами:

Нетрудно видеть, что если неэффективно пространство представлений, то неэффективно и пространство технологий, которое заполняется в этом случае результатами мыслительной деятельности не самого высокого уровня.

Пространство культуры определяется взглядами и ценностями, разделяемыми всеми членами организации, что также очень важно для ее эффективного функционирования. В то же время уровень корпоративной культуры различных организаций может различаться, поскольку определяется во многом эффективностью систематизации и распределения знаний в организации.

Эффективность применяемой системы систематизации и распределения знаний в организации, а, следовательно, пространства культуры можно оценить на основе четырехэлементной типологии знаний в организации:

о частные знания — систематизированные, но не распределенные (их легко передавать, но их разделяют не все члены организации);

о личные знания — не распределенные и не систематизированные (их трудно передавать или разделять);

о общедоступные знания — систематизированные и распределенные (их легко передавать, и они общеприняты);

о здравым смысл — не систематизированные, но распределенные (их трудно передавать, однако их разделяют практически все).

Систематизированными называются знания, которые можно легко предоставить и передать, тогда как несистематизированные знания менее ясно выражены и распространение их затруднено. Распределенные знания — те, которые удается легко и быстро сделать достоянием членов организации, готовых разделить их, а нераспределенные — те, которые не годятся для этой роли.

При таком подходе предполагается, что пространство культуры организации может существовать в четырех основных формах, которые в работе [10] получили название «рынков», «бюрократий», «поместий» и «кланов».

«Кланы» — это культуры, где преобладают знания, относящиеся к здравому смыслу. Они нигде не записаны и не передаются формальными способами, хотя посредством информационных каналов каждый имеет доступ к одним и тем же знаниям и может пользоваться ими.

Из этих четырех типов «бюрократии» и «рынки» наиболее часто встречаются в бизнес-организациях и в общественных организациях различного вида. «Бюрократия» поддерживается менеджментом верхнего звена, «поместья» — несколькими сильными лидерами, но в обоих случаях знания и власть концентрируются на самом верху. Очевидно, что вырваться из этого круга позволяет рыночная модель. Для ее внедрения необходимо, чтобы руководители организации сдали свои позиции стражей знаний, что означает отказ от власти. «Поместья» и «кланы» представляют собой альтернативные модели, причем «кланы» иногда проявляются в некоторых радикально децентрализованных организациях.

Эффективность каждой из составляющих виртуального пространства определяет «виртуальное расстояние», то есть психологическую дистанцию, которая появляется между людьми, чрезмерно доверяющим (или вынужденным пользоваться) электронным средствам коммуникации для осуществления совместной деятельности. При низкой эффективности виртуального пространства виртуальное расстояние между людьми растет, результативность их работы падает. Этот вопрос затрагивался нами в дисциплине «Информационный менеджмент» при изучении виртуальных проектных групп.