logo
РКЛ по сетевой экономике

4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики

В качестве перспективных тенденций развития информационных технологий в отношении Российской Федерации можно отметить следующие направления:

▪ переход от микроэлектроники к наноэлектронике как новому «ядру» информационных технологий;

▪ развитие информатики на основе конвергенции технологий из различных технологических областей (создание информационных сетей, построенных по принципу нервной системы, создание и применение нейрокомпьютеров и биосенсоров и т.п.);

▪ формирование и применение новой системы стандартов цифровых технологий и постепенное вытеснение аналоговых вычислительных и телекоммуникационных систем;

▪ возрождение и развитие системы отечественных супер-ЭВМ, в первую очередь, для применения в областях, имеющих стратегическое значение. Производительность самого мощного отечественного супер-компьютера «Ломоносов» планируется довести в ближайшее время до 1,3 Pflops18. В то же время в мировой экономике речь идет о создании к 2018 г. ЭВМ экзафлопсной производительности19, при этом к соответствующим программам, инициированным зарубежными представителями, могут присоединиться представители разных стран, в том числе и России.

В качестве базовых технологий используется широкий класс сетевых технологий. При этом еще во второй половине 90-х годов прошлого века была отмечена миграция технологий, применяемых в Интернете, в локальные вычислительные сети. В настоящее время господствующими становятся корпоративные сети класса Intranet и сети делового партнерства класса Extranet, базирующиеся на стандартах Интернета.

Среди сетевых технологий необходимо особо выделить веб-технологии, то есть технологии создания и поддержки веб-ресурсов (или, что одно и то же, веб-узлов), которых мы обычно называем сайтами, порталами, и которые делают информацию доступной широкому кругу лиц, причем в достаточно удобной форме. Еще совсем недавно веб-технологии применялись почти исключительно в целях организации электронного бизнеса для обеспечения эффективной связи предприятия с клиентами и контрагентами (см. материалы по темам 2 и 3, в частности, рис. 2.1 и 3.2). В настоящее время веб-технологии широко используются при создании корпоративных информационных систем (в первую очередь ERP-систем) в целях обеспечения эффективного внутрифирменного управления.

В организациях создаются корпоративные порталы, которые нацелены на решение следующих основных задач:

  1. Предоставление информации для принятия решений;

  2. Подключение к необходимым для получения дополнительной информации сотрудникам;

  3. Удаленный доступ к приложениям (прикладным программам);

  4. Организация совместной работы.

Основные типы корпоративных порталов:

1. EIP (Enterprise Information Portal) – Корпоративный информационный портал. Обеспечивает персонифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам компании; обеспечивает доступ к данным по классификатору с возможностью проведения сквозного полнотекстового и атрибутивного поиска.

2. EEP - (Enterprise Expertise Portals) – Корпоративный экспертный портал, обеспечивающий подключение и связь между пользователями на основе их знаний (способностей). Портал не всегда содержит нужную пользователю информацию, однако, в случае ее отсутствия, он может подключить пользователя к нужным специалистам, которые могут поделиться необходимой информацией, дать экспертные оценки по интересующим вопросам.

3. EAP (Enterprise Application Portal) – Корпоративный портал приложений. Портал, который предоставляет пользователям различные приложения компании, с помощью которых они могут получить требуемую информацию и данные. Может служить для поддержки конкретного бизнес-процесса компании.

4. ECP (Enterprise Collaboration Portal) – Корпоративный портал совместной работы. Портал, предоставляющий информацию и приложения и обеспечивающий работу группы сотрудников над какой-либо задачей, проектом (фактически, автоматизация бизнес-процессов).

5. EKP (Enterprise Knowledge Portal)  – Корпоративный портал управления знаниями. Интегрированный портал, охватывающий все перечисленные выше, предназначенный для обеспечения коллективной работы (автоматизация бизнес-процессов) с максимальным информационным обеспечением.

В организации может создаваться также внутренний корпоративный блог (внутренний блог). Это – важное средство коммуникации, особенно в крупных компаниях – альтернатива или дополнение к корпоративным собраниям, совещаниям (в крупных компаниях трудно проводить полноценные традиционные совещания, например, из-за дальности расстояний между филиалами или занятости сотрудников). Внутренние блоги являются ценным дополнением к корпоративному порталу, так как в них может быть представлена альтернативная точка зрения на тот или иной вопрос, те или иные продукты компании могут быть описаны более простым и доступным языком и т.п.

При замене двухуровневой архитектуры «клиент-сервер» внутрифирменной сети на трехуровневую новый уровень (сервер приложений) выполняется в виде веб-узла (см. рис. 4.1). Архитектура «клиент-сервер» в этом случае преобразуется в архитектуру «веб-сервер – веб-клиент» [3].

Начался процесс интенсивного развития так называемых «облачных» технологий. Облачная технология ‒ это технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Эти вопросы уже затрагивались в дисциплине «Информационный менеджмент».

Согласно документу международной ассоциации «Институт инженеров по электротехнике и электронике»  (IEEE), опубликованному в 2008 г., облачная обработка данных ‒ это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернете и временно кэшируется20 на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и т. д.

Вычислительные облака состоят из тысяч серверов, размещенных в центрах данных (data centers), обеспечивающих работу десятков тысяч приложений, которые одновременно используют миллионы пользователей. Непременным условием эффективного управления такой крупномасштабной инфраструктурой является максимально полная автоматизация. Кроме того, для обеспечения различным видам пользователей ‒ облачным операторам, сервис-провайдерам, посредникам, ИТ-администраторам, пользователям приложений ‒ защищенного доступа к вычислительным ресурсам облачная инфраструктура должна предусматривать возможность самоуправления и делегирования полномочий.

Рис. 4.1. Трехуровневая архитектура клиент-сервер