4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
Экономика информатики представляет собой относительно новую отрасль экономики, которая сформировалась в последней четверти ХХ века и продолжает в настоящее время интенсивно развиваться. На рубеже веков она стала частью сетевой экономики. Функционирование экономики информатики направлено на удовлетворение потребности организаций и граждан в информации, а так же в средствах и инструментах ее обработки. Эта отрасль во многом определяет прогресс развития общества и подобно сетевой экономике пронизывает все другие отрасли экономики, что затрудняет четкое определение ее границ.
Часто используют еще одно название этой отрасли: отрасль информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационные технологии выступают в настоящее время в качестве одной из главных движущих сил рыночной экономики, позволяя реализовать сложные производственные и экономические решения, обеспечивать финансовые и товарные потоки, управлять затратами организаций и оптимизировать взаимоотношения с поставщиками.
По оценкам экономистов, вклад информационных технологий (ИТ) в рост ВВП развитых стран в середине 2000-х годов составлял порядка 20 – 40 %. Расходы на информационные технологии в этих странах составляют 9 – 10% совокупной выручки компаний и 5% их капитала. Доля расходов на ИТ в ВВП составляют, к примеру, в Новой Зеландии 10,3%, в Швеции – 8,8%, в Великобритании – 8,0%, в США – 7,8%, в Канаде – 7,7%, в Японии – 7,1%. В развивающихся странах эти цифры скромнее: в Чили – 5,5%, в Бразилии – 5,4%, в Словении – 3,7%, в Мексике – 3,5%, в Болгарии – 3,1%, в Индии – 2,7%, в Индонезии – 2,1%, в Румынии – 1,5%. В России соответствующий показатель составляет пока скромные 2,9%.
Ежегодно расходы на ИТ во всем мире увеличиваются на 5 – 6%. И даже в период кризиса их рост, по оценке, составил 2,6%. Основной прирост в области ИТ приходится на развивающиеся страны: до кризиса они демонстрировали прирост порядка 9 – 10% в год по сравнению с 1% в развитых странах. В России до кризиса расходы на ИТ увеличивались высокими темпами – 18-20% в год.
Структурирование экономики информатики можно осуществлять на тех же принципах что и структурирование экономической системы в целом. Прежде всего, можно выделить уровни этой системы. В частности, рассматривая мировую экономику информатики, в ее составе можно выделить системы, соответствующие мировым регионам, а затем – экономические системы информатики различных стран, т.е. национальные или страновые системы. Следует особо подчеркнуть чрезвычайно важную роль в развитии экономики информатики таких мировых регионов как Северо-Американский (США и Канада), Западно-Европейский и Азиатско-Тихоокеанский – АТР (Япония, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур и т.п.). Китай пока не входит в «информационный» АТР и только еще готовится к прыжку в данной области. Эти регионы можно охарактеризовать как разрабатывающие. В них сосредоточен основной интеллектуальный, информационный и программно-технологический потенциал данной отрасли экономики.
Именно в этих регионах аккредитованы ведущие фирмы данной отрасли. Ниже приводится лишь небольшой их перечень:
Аккредитация в Северной Америке (США).
1. IBM.
2. Microsoft Corporation.
3. HP.
4. Intel.
5. Cisco Systems.
6. Oracle Corporation.
7. Dell Inc.
8. Motorola.
9. Apple Inc.
10. Novell Inc.
Аккредитация в Западной Европе.
1. Siemens (Германия).
2. Telecom Italia и ее дочерняя фирма Olivetti (Италия).
3. Ericsson (Швеция).
4. Sony Ericsson (Международная телекоммуникационная компания, созданная шведской фирмой Ericsson и японской фирмой Sony, основные офисы располагаются в СК, Лондон, и Швеции).
5. Nokia (Финляндия).
6. Philips (Нидерланды).
7. Thompson CFS и ее дочерняя фирма Thales Group (Франция).
Аккредитация в странах АТР.
1. Sony (Япония, имеется штаб-квартира в США).
2. Hitachi (Япония).
3. Toshiba (Япония).
4. Sharp Corporation (Япония).
5. NEC (Япония).
6. Panasonic (Япония).
7. Samsung Group (Южная Корея).
8. Acer (Тайвань).
9. Billion Electric Pty Ltd (Тайвань).
10. D-Link Corporation (Тайвань).
11. Realtek Semiconductor (Тайвань).
Остальные регионы мировой экономической системы информатики следует рассматривать преимущественно как воспроизводящие и потребляющие.
Рассматривая национальную экономическую систему информатики, обычно выделяют макроэкономический и микроэкономический уровень. В последнее время многие специалисты начали выделять промежуточный уровень экономической системы ‒ так называемый мезоэкономический уровень.
Макроэкономический уровень представляет национальную экономическую систему информатики как единое целое, позволяя изучать наиболее общие закономерности ее развития.
Мезоэкономический уровень представлен региональными и отраслевыми подсистемами национальной экономической системы информатики. Его выделение позволяет рассматривать и изучать взаимосвязи между национальными регионами и между отраслями (подотраслями) экономики информатики.
В качестве отраслей (подотраслей) в составе экономики информатики можно, например, выделять производство вычислительной техники, производство коммуникационной техники, разработку и производство программного обеспечения, разработку и производство информационных компьютерных технологий и информационных систем, разработку и производство информационных продуктов, выпуск специальной литературы в сфере информатики, обучение в сфере информатики и т.п. Возможны и другие признаки классификации.
Экономические регионы в РФ могут соответствовать федеральным округам, субъектам Федерации или выделяться по иным признакам.
Микроэкономический уровень представляет экономическими процессы на уровне отдельных предприятий и на уровне локальных рынков сферы информатики (рынков конкретных производителей).
Экономику информатики можно также рассматривать совсем по-другому, выделяя в ее составе отдельные организационно-экономические и технологические элементы. Основными элементами в составе экономики информатики являются:
- перспективные и применяемые технологии;
- продукция и услуги;
- участники экономических отношений, в первую очередь, предприятия и организации в сфере информатики;
- ресурсы;
- рыночная среда;
- регулирующие механизмы.
Как и в сетевой экономике в целом, существует второй аспект понятия экономики информатики – это экономическая наука (точнее – отраслевой раздел экономической науки), изучающая закономерности развития экономической системы информатики.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.