4.3. Продукция и услуги экономики информатики
В связи с тем, что экономика информатики как бы пересекает многие другие отрасли экономики (промышленность, образование и т.п.), предлагается выделять в составе экономики информатики специфические и неспецифические продукцию и услуги. Неспецифические продукцию и услуги можно рассматривать как продукцию и услуги других отраслей. Можно в частности говорить, что компьютеры и другая вычислительная техника, средства коммуникаций, периферийные устройства, производятся промышленностью – электронным машиностроением, промышленностью средств связи и т.п. Обучение в сфере информатики осуществляется учебными заведениями, которые относятся к сфере образования. Выпуск литературы и периодических изданий в области компьютерных технологий относится к сфере издательства и полиграфии.
Специфическая продукция сферы информатики связана, в первую очередь, с понятиями информации и программного обеспечения, хотя и может включать в свой состав элементы аппаратного и организационного обеспечения, трудовые ресурсы и т.п., которые в ряде случаев могут преобладать.
Наиболее распространенными видами специфической продукции являются:
- Информационные системы (ИС) – представляют собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, а также персонала, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации, предназначенной для выполнения функции управления, других функций в зависимости от предметной области функционирования информационных систем.
- Программное обеспечение (ПО) информационных систем (программные продукты) – представляют собой совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций по их применению на ЭВМ.
- Информационные технологии (ИТ) (компьютерные технологии, автоматизированные информационные технологии) – представляют собой организованную для решения задач управления или иных задач, совокупность методов и средств реализация процедур сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а так же способов, с помощью которых информация предлагается пользователям. Информационная технология – это способ объединения технического (аппаратного) и программного обеспечения в эффективно работающую компьютерную систему и одновременно - средство организации взаимодействия этой системы с пользователями.
- Информационно-вычислительные сети и коммуникационные системы, включая вновь вводимые участки Интернета – представляют собой два и более компьютера, соединенных между собой с помощью каналов связи (проводной, оптико-волоконной или радиосвязи), с целью передачи и получения информации, линии (каналы) связи в комплексе с соответствующим приемно-передающим оборудованием.
- Информационные (цифровые) продукты (ИП) – в общем случае это совокупность полезной для клиента информации и программного (иногда – организационного) обеспечения для представления ему этой информации. В простейших случаях программное обеспечение отсутствует и информационный продукт может представлять собой просто лист бумаги.
В качестве конкретных ИП могут быть названы:
- деловая и иная документация, в том числе распечатанная на принтере (заказы, планы, задания, бухгалтерская отчетность, договоры и т.п.);
- текстовые материалы (электронные СМИ, электронные книги, компьютерные энциклопедические и иные справочники);
- сложные справочные системы по типу систем ГАРАНТ и Консультант+, обеспечивающих клиентов нормативной правовой информацией;
- графические материалы (фотографии, открытки, карты и т.п.);
- аудиоматериалы (музыкальные записи, речи и выступления);
- видеоматериалы (кинофильмы, телевизионные программы;
- обучающие образовательные программы;
- компьютерные игры;
- билеты и купоны заказов авиабилетов, мест в гостиницах, билеты на мероприятия и т.п.;
- электронные финансовые инструменты: чеки, электронные средства оплаты, электронные ценные бумаги, электронные деньги и т.п.;
- веб-ресурсы различного вида, назначения, степени сложности.
Следует обратить внимание на использование термина ИТ-продукция или ИТ-продукт, который может применяться в отношении любой специфической и неспецифической продукции сферы информатики.
При рассмотрении перечня специфических услуг необходимо, прежде всего, обратить внимание на подход в рамках международного стандарта ITSM (IT Service Management – Управление услугами в области информационных технологий). Согласно этому стандарту результат работы ИТ-подразделения рассматривается как набор ИТ-услуг (ИТ-сервисов). При этом ИТ-подразделению предприятия предлагается самостоятельно определить перечень услуг на понятном заказчику языке и создать каталог услуг. Стандарт ориентирует ИТ-подразделения на то, чтобы услуги были направлены: на управление инцидентами; на управление проблемами; на управление конфигурациями; на управление изменениями; на управление релизами (выпусками новых программных продуктов). Предусматривается заключение соглашения об уровне услуг (Service level agreement, SLA) – это соглашение между заказчиком и поставщиком ИТ-услуг, содержащее описание услуг и их характеристик (метрик), составленное в простых (понятных заказчику, не узко-технических) терминах.
Несмотря на предоставленную стандартом ITSM свободу действий для ИТ-специалистов, аналитики предлагают множество вариантов классификации и группировки ИТ-сервисов. Их анализ представлен, в частности, в работе [13].
В качестве одного из вариантов разработки такого перечня предлагается разделение технических и профессиональных ИТ-сервисов.
Применение «технических сервисов» направлено на облегчение бизнес-процесса или выполнение какой-либо базовой обеспечивающей функции. Примерами технических сервисов являются:
-
Электронная почта;
-
Организация базы данных или хранилища данных / Печать документов;
-
Сервисы по обеспечению использования прикладных программ (систем);
-
Доступ к сетям, в том числе Интернету;
-
Применение офисных средств;
-
Обеспечение голосовой связи;
-
И т.д.
«Профессиональные сервисы» направлены на поддержку, сопровождение (включая усовершенствование), мониторинг и обеспечение работоспособности технических сервисов. Они являются сервисами более высокого уровня. Примерами профессиональных сервисов являются:
-
Проектирование, разработка и реализация ИТ-архитектуры, создание и развитие информационных систем;
-
Обеспечение ИТ-безопасности;
-
Сервисы управления проектами;
-
Сервисы закупок элементов информационных систем;
-
Сервисы по улучшению и разработке прикладных систем;
-
Обучение, подготовка и переподготовка разработчиков и пользователей;
-
И т.д.
Еще одно предложение предусматривает выделение базовых, подписных и заказных сервисов.
-
Базовый сервис – это сервис, который требуется всем пользователям системы и за который каждый пользователь должен платить соответствующую долю. У пользователей нет возможности отказаться от их использования или потребления базовых сервисов. Типичными примерами базовых сервисов являются:
-
Передача данных /Управление локальной сетью;
-
Электронная почта;
-
ИТ-поддержка вычислительных процессов;
-
Обеспечение голосовой связи;
-
Обеспечение ИТ-безопасности.
-
-
Подписной сервис – это сервис, который может быть выбран из некоторого списка на основе бизнес-функций, в которых заказчик задействован. Эти сервисы могут быть реализованы только в том случае, Если клиент подпишется на них. Примерами подписных сервисов обычно являются сервисы, основанные на приложениях, их описание дается в соответствии с бизнес процессом или функцией, которую они поддерживают:
-
Сервисы корпоративной информационной системы (КИС);
-
Банк-клиент для удаленного банковского обслуживания;
-
Реализация торговых прикладных систем (электронной торговли);
-
Реализация систем управления кадрами;
-
Реализация систем исследования рынка (в рамках электронного маркетинга);
-
И т.д.
-
-
Заказные сервисы – это сервисы, которые ИТ-подразделение предоставляет на основе принципа «плати-и-тогда-получишь». Эти сервисы обычно предоставляются клиенту, если он запрашивает их для специальной деятельности вне базового и подписного сервисного пакетов. Примерами заказных сервисов являются:
-
Управление проектами;
-
ИТ-консалтинг;
-
Обзор новой технологии;
-
Обеспечение закупок;
-
И т.д.
Подобная схема может быть реализована в том случае, если ИТ-подразделение предприятия, являясь центром финансовой ответственности (или юридическим лицом) обслуживает другие центры финансовой ответственности (или юридические лица).
Не следует путать услуги в сфере информационных технологий и услуги сетевых пользователей. Например, услуги по продаже товаров через интернет-магазин – это услуги сферы торговли, а не информационных технологий. Услуги в сфере информационных технологий заключаются в данном случае в создании и поддержке веб-сайта.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.