1) Основные черты виртуальных организаций15.
Основные черты виртуальных организаций не обязательно должны проявляться все вместе и сразу. В первую очередь необходимо отметить следующие их свойства:
- тенденция к сокращению физической структуры и уменьшению ее роли в деятельности организаций: у виртуальных организаций, соответствующих центробежному определению, она гораздо менее развита, чем у традиционных. Материальные активы таких виртуальных организаций, например, офисные здания, склады и др., не так велики, и те, что имеются в наличии, как правило, распределены географически;
- использование коммуникационных технологий: современные информационные и коммуникационные технологии, включая Интернет, играют центральную роль в создании виртуальных организаций, и многие специалисты считают их ядром концепции виртуальных организаций.
В то же время, некоторые специалисты считают, что ИКТ являются лишь условием, причем не самым существенным, для формирования виртуальных организаций. Это только инструмент, который позволяет выполнять работу, причем этим инструментом пользуются и традиционные организации, не превращаясь в виртуальные;
- мобильность работы в условиях децентрализованного размещения подразделений и/или сотрудников организации: в результате преимущественного использования сетей коммуникаций вместо зданий и физических активов отпадает необходимость в том, чтобы отделы и команды работали в тесном физическом контакте друг с другом. Проектные команды могут быть собраны из отдельных сотрудников, проживающих в различных регионах и даже странах.
Нет необходимости выполнять работу в дорогостоящем офисе, что позволяет значительно снизить издержки фирмы. Организация «безофисной» работы16 сотрудников позволит сократить затраты фирмы более чем на треть и компенсировать высокую долю общефирменных затрат, связанных с применением ИКТ, обеспечив тем самым прибыльную работу виртуальной организации;
- отсутствие четких границ: по своему характеру виртуальные организации сознательно размыты. Они не ограничены так, чтобы их воспринимали как отдельные, законом определенные организации или компании. Они способны – и нередко это происходит на самом деле – объединять поставщиков и дистрибьюторов в такие тесные цепочки поставок, что бывает трудно заметить, где кончается одна компания и начинается другая (примером являются рассмотренные выше интегрированные организации)17.
Виртуальные организации могут также объединять клиентов, используя концепцию предоставления услуг на рынке, согласно которой клиент является частью производственного процесса: они строят системы, в которых потребитель и поставщик тесно связаны друг с другом и для реализации услуги требуется участие каждого из них (в качестве примера можно привести интерактивные финансовые услуги, а также уже упомянутые интегрированные организации).
Наконец, виртуальные организации могут объединять сотрудников, которые не являются штатными единицами какой-либо организации и число которых не стабильно.
- гибкость: виртуальные организации можно (по крайней мере, теоретически) сформировать из различных несопоставимых элементов для реализации определенной бизнес-цели и демонтировать после ее достижения. Создаваемые виртуальные объединения могут образовываться на короткий период, например, для реализации дорогостоящих и рискованных проектов, связанных с исследованиями и развитием, или на долгий срок, как, например, виртуальные цепочки поставок.
Кроме того, в рамках виртуальной организации удается быстро реструктурировать и заново развертывать активы, если этого требует изменившаяся стратегия.
Так как эксплуатационные издержки низки, то снижаются затраты и риски при реализации радикальных изменений курса. Однако, для реализации потенциальной возможности гибкости виртуальных организаций; требуется гибкость в работе ее менеджеров и сотрудников;
- использование смешанных организационных форм, гибридный характер виртуальных организаций в современной экономике: виртуальные организации можно рассматривать как форму сосуществования различных компаний и бизнес-элементов для достижения взаимовыгодных целей, которая подразумевает объединение их основных компетенций, ресурсов и возможностей работы с клиентами.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.