3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
Единого подхода к определению понятия виртуального пространства (или пространства виртуализации) нет. В настоящее время можно выделить два подхода к трактовке этого понятия: организационно-технологический и когнитивный (связанный с сознанием, мышлением, познанием).
Согласно организационно-технологическому подходу виртуальное пространство представляет собой информационное пространство вычислительных сетей. В работе [2] в качестве сопутствующих понятий по отношению к информационному пространству рассматриваются:
-
виртуальный рынок (рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей информационных сетей, включая Интернет). Это рынок, функционирующий в системе электронной коммерции. Если продаваемая продукция является виртуальной, то рынок можно рассматривать как полностью виртуальный. Виртуальные финансы являются опасным для мировой экономики частным случаем такого рынка;
-
виртуальная реальность (отображение и имитация реальных разработок и организации производства продукции в информационном пространстве вычислительных сетей). В качестве виртуальной реальности можно рассматривать результаты или процесс имитационного, иного математического или инфологического моделирования некоторого реального процесса или объекта. 3D-изображение нового изделия на виртуальной выставке также можно рассматривать как виртуальную реальность даже в случае существования физического образца.
-
виртуальные организационные формы. Здесь понятие виртуального пространства является синонимом понятия виртуальной организации.
Когнитивный подход является более целостным и комплексным и предполагает, что виртуальное пространство состоит из следующих трех основных компонентов (видов пространств) [10]:
-
пространства воображения, или пространства представления, которое определяется уровнем присущих организации (а точнее – ее сотрудникам) знаний и творчества;
-
пространства технологии, которое определяется уровнем технологических возможностей организации (включая возможности информационных сетей, а также навыки людей-операторов);
-
пространства культуры, которое определяется так называемыми корпоративными ценностями.
Пространство представления ‒ это, строго говоря, идеи в головах сотрудников. Организации с развитым пространством представления чаще всего используют передаваемые знания наиболее эффективно. Эти организации отличает интеллект, хорошая тренированность и высокое мастерство сотрудников, которые обладают развитыми способностями к воображению и творческой деятельности.
Пространство технологии можно рассматривать как информационное пространство, создаваемое посредством вычислительных сетей организации и характеризуется следующими параметрами:
-
протяженностью и износостойкостью самих сетей, в том числе здесь учитываются пропускная способность, доступность и надежность;
-
уровнем мастерства персонала, поддерживающего сети и работающего в них.
Нетрудно видеть, что если неэффективно пространство представлений, то неэффективно и пространство технологий, которое заполняется в этом случае результатами мыслительной деятельности не самого высокого уровня.
Пространство культуры определяется взглядами и ценностями, разделяемыми всеми членами организации, что также очень важно для ее эффективного функционирования. В то же время уровень корпоративной культуры различных организаций может различаться, поскольку определяется во многом эффективностью систематизации и распределения знаний в организации.
Эффективность применяемой системы систематизации и распределения знаний в организации, а, следовательно, пространства культуры можно оценить на основе четырехэлементной типологии знаний в организации:
о частные знания — систематизированные, но не распределенные (их легко передавать, но их разделяют не все члены организации);
о личные знания — не распределенные и не систематизированные (их трудно передавать или разделять);
о общедоступные знания — систематизированные и распределенные (их легко передавать, и они общеприняты);
о здравым смысл — не систематизированные, но распределенные (их трудно передавать, однако их разделяют практически все).
Систематизированными называются знания, которые можно легко предоставить и передать, тогда как несистематизированные знания менее ясно выражены и распространение их затруднено. Распределенные знания — те, которые удается легко и быстро сделать достоянием членов организации, готовых разделить их, а нераспределенные — те, которые не годятся для этой роли.
При таком подходе предполагается, что пространство культуры организации может существовать в четырех основных формах, которые в работе [10] получили название «рынков», «бюрократий», «поместий» и «кланов».
-
«Рынки» представляют собой культуры, где преобладают общедоступные знания. Знаниям присущи некоторые из атрибутов товаров, они хорошо определены, а также легко и часто используются совместно.
-
«Бюрократии» — это культуры, где преобладают частные знания. Знания систематизированы, однако хранители знаний зачастую становятся их стражами, видя свою основную роль в охране, а не в предоставлении знаний. Знания в организациях такого рода приравниваются непосредственно к власти.
-
«Поместья» — это культуры, где преобладают личные знания. Здесь стражи знаний также склонны придерживать их для себя и не готовы с легкостью поделиться ими, однако в этом случае знания не систематизированы. Организациями управляют сильные харизматичные лидеры, которые не делегируют полномочия, а отдают приказы, вместо того чтобы объяснять, что весьма похоже на феодальное поместье.
• «Кланы» — это культуры, где преобладают знания, относящиеся к здравому смыслу. Они нигде не записаны и не передаются формальными способами, хотя посредством информационных каналов каждый имеет доступ к одним и тем же знаниям и может пользоваться ими.
Из этих четырех типов «бюрократии» и «рынки» наиболее часто встречаются в бизнес-организациях и в общественных организациях различного вида. «Бюрократия» поддерживается менеджментом верхнего звена, «поместья» — несколькими сильными лидерами, но в обоих случаях знания и власть концентрируются на самом верху. Очевидно, что вырваться из этого круга позволяет рыночная модель. Для ее внедрения необходимо, чтобы руководители организации сдали свои позиции стражей знаний, что означает отказ от власти. «Поместья» и «кланы» представляют собой альтернативные модели, причем «кланы» иногда проявляются в некоторых радикально децентрализованных организациях.
Эффективность каждой из составляющих виртуального пространства определяет «виртуальное расстояние», то есть психологическую дистанцию, которая появляется между людьми, чрезмерно доверяющим (или вынужденным пользоваться) электронным средствам коммуникации для осуществления совместной деятельности. При низкой эффективности виртуального пространства виртуальное расстояние между людьми растет, результативность их работы падает. Этот вопрос затрагивался нами в дисциплине «Информационный менеджмент» при изучении виртуальных проектных групп.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.