logo search
РКЛ по сетевой экономике

Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)

Активы

Управление

Виртуальные

Материальные

Виртуальное

1

2

Материальное

3

4

Ячейка 3 таблицы соответствует случаю, когда виртуальные активы управляются материальным способом. Характерный пример – работа с компьютерными базами данных, когда информация вводится оператором вручную с клавиатуры или посредством любого другого технического устройства ввода, но введенные сведения хранятся виртуально в памяти компьютера. Работающие традиционным способом издательства и другие компании, создающие и продающие интеллектуальную собственность, часто можно отнести именно к этой ячейке: они создают и продают нематериальную продукцию, однако для ее производства им требуется сконцентрировать физические средства. В конце концов, и центры, специализирующиеся на тренингах, и образовательные организации, как правило, работают именно таким образом, концентрируя обучающие мощности на одной площадке, хотя все более популярным становится применение виртуальных способов управления и систем доставки по схеме e-learning (ячейка 1).

Ячейка 4 табл. 3.1 соответствует случаю, когда работа с материальными активами и управление ими выполняется традиционным способом. Здесь речь идет об организациях, которые сконцентрированы и физически, и иерархически. Например, это традиционные производственные линии кораблестроительных компаний (на судостроительных верфях), хотя и в данной области для управления процессами все в большей степени используются виртуальные элементы. Традиционный (ручной, бумажный) способ управления своей деятельностью предпочитают некоторые субъекты малого предпринимательства.

Эта схема имеет, конечно, важное методологическое значение, в то же время ее практическое использование для классификации организаций затруднено тем обстоятельством, что одна и та же компания в одно и то же время может управлять проектом, связанным с исследованиями и развитием, рассматривая его как часть консорциума (ячейка 1), реализовать виртуальную цепочку поставок и систему распределения (ячейка 2), осуществлять программу тренингов для сотрудников в корпоративном обучающем центре (ячейка 3) и производить продукцию на сборочном конвейере старого образца (ячейка 4).