logo search
РКЛ по сетевой экономике

1) Основные черты виртуальных организаций15.

Основные черты виртуальных организаций не обязательно должны проявляться все вместе и сразу. В первую очередь необходимо отметить следующие их свойства:

- тенденция к сокращению физической структуры и уменьшению ее роли в деятельности организаций: у виртуальных организаций, соответствующих центробежному определению, она гораздо менее развита, чем у традиционных. Материальные активы таких виртуальных организаций, например, офисные здания, склады и др., не так велики, и те, что имеются в наличии, как правило, распределены географически;

- использование коммуникационных технологий: современные информационные и коммуникационные технологии, включая Интернет, играют центральную роль в создании виртуальных организаций, и многие специалисты считают их ядром концепции виртуальных организаций.

В то же время, некоторые специалисты считают, что ИКТ являются лишь условием, причем не самым существенным, для формирования виртуальных организаций. Это только инструмент, который позволяет выполнять работу, причем этим инструментом пользуются и традиционные организации, не превращаясь в виртуальные;

- мобильность работы в условиях децентрализованного размещения подразделений и/или сотрудников организации: в результате преимущественного использования сетей коммуникаций вместо зданий и физических активов отпадает необходимость в том, чтобы отделы и команды работали в тесном физическом контакте друг с другом. Проектные команды могут быть собраны из отдельных сотрудников, проживающих в различных регионах и даже странах.

Нет необходимости выполнять работу в дорогостоящем офисе, что позволяет значительно снизить издержки фирмы. Организация «безофисной» работы16 сотрудников позволит сократить затраты фирмы более чем на треть и компенсировать высокую долю общефирменных затрат, связанных с применением ИКТ, обеспечив тем самым прибыльную работу виртуальной организации;

- отсутствие четких границ: по своему характеру виртуальные организации сознательно размыты. Они не ограничены так, чтобы их воспринимали как отдельные, законом определенные организации или компании. Они способны – и нередко это происходит на самом деле – объединять поставщиков и дистрибьюторов в такие тесные цепочки поставок, что бывает трудно заметить, где кончается одна компания и начинается другая (примером являются рассмотренные выше интегрированные организации)17.

Виртуальные организации могут также объединять клиентов, используя концепцию предоставления услуг на рынке, согласно которой клиент является частью производственного процесса: они строят системы, в которых потребитель и поставщик тесно связаны друг с другом и для реализации услуги требуется участие каждого из них (в качестве примера можно привести интерактивные финансовые услуги, а также уже упомянутые интегрированные организации).

Наконец, виртуальные организации могут объединять сотрудников, которые не являются штатными единицами какой-либо организации и число которых не стабильно.

- гибкость: виртуальные организации можно (по крайней мере, теоретически) сформировать из различных несопоставимых элементов для реализации определенной бизнес-цели и демонтировать после ее достижения. Создаваемые виртуальные объединения могут образовываться на короткий период, например, для реализации дорогостоящих и рискованных проектов, связанных с исследованиями и развитием, или на долгий срок, как, например, виртуальные цепочки поставок.

Кроме того, в рамках виртуальной организации удается быстро реструктурировать и заново развертывать активы, если этого требует изменившаяся стратегия.

Так как эксплуатационные издержки низки, то снижаются затраты и риски при реализации радикальных изменений курса. Однако, для реализации потенциальной возможности гибкости виртуальных организаций; требуется гибкость в работе ее менеджеров и сотрудников;

- использование смешанных организационных форм, гибридный характер виртуальных организаций в современной экономике: виртуальные организации можно рассматривать как форму сосуществования различных компаний и бизнес-элементов для достижения взаимовыгодных целей, которая подразумевает объединение их основных компетенций, ресурсов и возможностей работы с клиентами.