И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
-
PDM-система (PDM – Product Data Management). Система управления данными об изделии, является основой PLM, предназначена для хранения и управления данными.
-
CAD-система (CAD – Computer Aided Design). Проектирование изделий.
-
CAE-система (CAE – Computer Aided Engineering). Инженерные расчеты.
-
CAPP-система (CAPP – Computer Aided Production Planning). Разработка техпроцессов.
-
CAM-система (CAM – Computer Aided Manufacturing). Разработка управляющих программ для станков с ЧПУ.
-
MPM-система (MPM – Manufacturing Process Management). Моделирование и анализ производства изделия.
При создании программного обеспечения для информационной системы конкретного предприятия под PLM-системой понимается не один суперпродукт, а совокупность взаимосвязанных программных продуктов (в том числе, поставляемых разными поставщиками). PLM-система должна решать как задачи формирования инженерных данных (средствами CAD/CAE/CAPP/CAM/MPM-систем), так и задачи управления инженерными данными (средствами PDM-системы). Система должна обмениваться данными с системой управления проектами и ERP-системой, а также, при необходимости, с информационными системами заказчика или смежников предприятия. Систему управления проектами во многих случаях включают в состав PLM-системы, хотя на рис. 3.3 она показана в качестве самостоятельной.
Как видно из приведенной схемы, ключевую роль в PLM играет PDM-система, задачей которой является предоставление нужных данных в нужное время в нужной форме в соответствии с правами доступа. Основными функциями PDM-системы являются:
-
Хранение данных и документов (включая изменения) и обеспечение быстрого доступа к ним.
-
Электронный документооборот (управление процессами проектирования).
-
Управление структурой изделия, включая управление конфигурацией.
-
Ведение классификаторов и справочников.
Наиболее типичные задачи, решаемые при помощи PDM-систем:
-
Электронный архив документации (конструкторской, технологической, организационно-распорядительной, проектной, нормативно-технической).
-
Электронный документооборот (согласование данных и документов, контроль исполнения).
-
Управление разработкой данных и документации (совместная работа в рабочей группе, управление составами и конфигурацией изделий).
-
Компьютерная система менеджмента качества.
-
Электронные справочники (материалы, ПКИ, стандартные изделия и т.д.).
Основные направления эффекта от внедрения PLM-системы на предприятии:
-
Повышение производительности труда сотрудников.
-
Сокращение сроков подготовки производства.
-
Повышение качества продукции и степени удовлетворенности клиентов.
-
Снижение стоимостных издержек.
-
Сопровождение интеллектуальной собственности предприятия.
-
Обеспечение данными ERP-систем.
-
Соответствие требованиям менеджмента качества согласно ISO 9000.
В качестве продукта внутрифирменной интеграции в данном случае могут рассматриваться виртуальные проектные группы, использующие в своей деятельности рассмотренные инструменты.
Вопросы межфирменной интеграции в данной области трактуются в настоящее время в рамках CALS-технологий.
Жизненный цикл сложного наукоемкого изделия (например, авиационной и ракетной техники) обычно составляет десяток лет, причем довольно большую часть этого времени занимают разработки и производство. В качестве основных стадий жизненного цикла сложной наукоемкой продукции можно рассматривать: научные исследования, проектирование, опытное производство, пилотная серия серийного производства, организация устоявшегося серийного производства, эксплуатация и сопровождение изделий, снятие с эксплуатации и с производства. Эти стадии в общем случае реализуются разными организациями (научно-исследовательскими, разрабатывающими, производственными, эксплуатирующими), поэтому основной методологией CALS-технологий является методология интеграции участников процесса обеспечения жизненного цикла сложного изделия на основе создания для них единого информационного пространства.
Информационная интеграция организаций предполагает некоторую форму их экономической интеграции, например, объединение в корпорацию, или, по крайней мере, долговременные кооперационные связи. Во всяком случае, требуется изначальная контрактная основа взаимодействия фирм, участвующих в поддержке жизненного цикла изделий.
Для заинтересованной группы организаций применение CALS-технологий предусматривает осуществление двух этапов интеграции.
Первый этап заключается в автоматизации поддержки отдельных стадий жизненного цикла изделий и представлении данных об изделиях в электронном виде в соответствии с требованиями единого информационного пространства (ЕИП). Эти требования задаются в виде специальной нормативной базы – стандартов. Предполагается, что на данном этапе обмен данными между участниками жизненного цикла изделий будет осуществляться отдельными файлами (электронными документами) на электронных носителях, в т.ч. по вычислительным сетям, включая Интернет, в режиме off-line.
В отличие от бумажного и простейших форм электронного документооборота, основанного на электронных образах бумажных документов, в рамках CALS-технологий речь идет об использовании интегрированных информационных моделей продукции и процессов ее жизненного цикла, то есть о сложных информационных продуктах.
Главная задача первого этапа – отработать стандарты электронных документов и приобрести опыт организации электронного документооборота. Информация об изделии имеет, главным образом, конструктивный и технологический характер, но может включать данные по управлению разработками и производством.
Главные вопросы, подлежащие решению: идентификация документов и их авторов, взаимно однозначное восприятие документов компьютерными системами с минимальным количеством преобразований, защита информации от потери и несанкционированного доступа на этапах хранения, передачи и использования.
Второй этап предусматривает информационную интеграцию участников жизненного цикла изделия таким образом, что обмен данными между ними в форме электронных документов осуществлялся в режиме реального времени (в режиме on-line) в рамках ЕИП. Собственно говоря, именно на этом этапе ЕИП и создается.
На данном этапе формируются предпосылки для создания виртуальных организаций. В рамках данной концепции виртуальная организация – это объединение самостоятельных юридических лиц, синхронизирующих свою деятельность для поддержки жизненного цикла сложных изделий на основе общей системы стандартов информационного взаимодействия. В этих виртуальных организациях реализуются совместные проекты по разработке, производству, сбыту и обеспечению сервисного обслуживания различных видов наукоемких товаров.
В рамках CALS-технологий можно выделить два базовых типа виртуальных организаций:
Первый тип ориентирован на разработку, внедрение и сопровождение эксплуатации изделия (в идеале такие организации должны быть «обучающимися», накапливающими знания). Иными словами, виртуальная организация создается в звене «исследование → проектирование → опытное производство → серийное производство → сопровождение эксплуатации».
Второй тип виртуальной организации имеет производственную ориентацию и создается в звене «производство материалов → производство деталей → производство узлов → производство агрегатов → производство секций → окончательная сборка конечной продукции».
Возможно создание сложных виртуальных организаций, комбинирующих оба типа базовых виртуальных организаций. В любом случае в рамках данной концепции речь идет о создании устойчивых виртуальных организаций сроком не менее десяти лет, взаимодействие организаций в рамках которых обеспечивается не только информационной, но и экономической интеграцией.
Упомянутые выше стандарты являются важнейшими элементами обеспечения CALS-технологий. В качестве примера приведем следующие стандарты:
● STEP14 (ISO 10303) – стандарт электронного описания машиностроительного изделия, рассматриваемый в качестве ключевого стандарта концепции CALS-технологий. Стандарт регламентирует логическую структуру информационной базы, предназначенную для хранения сведений о составе и конфигурации изделий, геометрических моделях, чертежах, информации о проекте в целом, выполненных изменениях. Регламентируется также способ представления данных для обмена между информационными системами и интерфейс доступа к данным.
В качестве составных частей рассматриваемого стандарта можно указать:
- ISO 10303-21 – стандарт организации обмена данными по изделию между изготовителем и заказчиком (потребителем);
- ISO 10303-203 – стандарт по организации корпоративного хранилища данных, которое доступно всем участникам жизненного цикла изделия;
- другие стандарты серии ISO 10303, их общее количество превышает 30 [7].
● ISO 13584 P_LIB – библиотека компонентов изделий;
● ISO 15531 MANDATE – описание производственного процесса.
Общее количество стандартов (серий стандартов) CALS-технологий ‒ не менее 12 [7].
По данным зарубежных источников применение PLM-систем и CALS-технологий позволяет сократить затраты на проектирование сложных изделий от 10 до 30%, уменьшить затраты на подготовку технической документации на 30 – 40%; сократить количество внесения изменений в связи с технологической недоработкой продукции на 25 – 75%.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.