logo search
РКЛ по сетевой экономике

5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов

1) Как это ни парадоксально, ИТ-продукты не относятся к товарам длительного пользования. Причина эта заключается в интенсивном процессе их морального износа в отличие от износа физического.

В производстве аппаратного обеспечения действует «закон Мура», то есть удвоение мощности компьютеров происходит каждые 18 – 24 месяца. Без соответствующего обслуживания ИТ-система теряет свои потребительские качества в кратчайший промежуток времени. Об этом свидетельствует отсутствие в отрасли ИКТ вторичного рынка (рынка подержанных ИТ-продуктов) в общепринятом его понимании.

Хотя ПО не является материальным продуктом и не подвержено физическому износу, то есть не требует повторных закупок и амортизации, программные продукты не относятся к товарам длительного пользования в силу стимулирования постоянной и непрерывной модернизации ПО в связи с появлением новых версий программных продуктов, аналогичных используемым.

Следствием этого является навязываемая потребителям непрерывная модернизация информационных систем. Понятие амортизационного цикла для потребителя сложной системы практически исчезло.

2) ИТ-продукт является товаром с сигнальной функцией. ИТ обеспечивают в целом более высокий уровень организации бизнес-процессов на фирме. При этом, чем более высокий уровень информационной системы использует компания (например, ЕRР II против ЕRР), тем выше внешние наблюдатели (фондовый рынок, инвесторы, потенциальные клиенты) оценивают степень управляемости фирмы. Более сложные ИТ-продукты, которые приобретает компания (даже если они будут использоваться минимальным образом), служат для стороннего наблюдателя (не владеющего инсайдерской информацией) сигналом о наличии эффективных стандартов мониторинга бизнес-процессов и об отсутствии управленческого хаоса. Таким образом, вложения в ИТ становятся фактором конкурентной борьбы промышленных компаний.

Можно отметить, что сигнальную функцию выполняют также сайты компаний (включая сам факт их наличия или отсутствия), поэтому руководству компаний рекомендуется серьезно относиться к уровню их качества.

3) ИТ-продукт – это товар с высокими издержками переключения. Как правило, ИТ-продукты сложны в техническом отношении. Освоение такого продукта требует от потребителя времени и усилий, поэтому издержки переключения между конкурирующими продуктами велики. Фирма-потребитель стремиться не приобретать новую АИС, а пользоваться дополнениями и новыми решениями, которые предлагает ему поставщик уже приобретенной системы – так дешевле.

Высокие издержки переключения порождают сетевую монополию. Как только ИТ-компании удается достичь критической массы клиентов раньше своих конкурентов, она может рассчитывать на лояльность настоящих и будущих покупателей в связи с запретительно высокими затратами на смену поставщика.

Клиенты оказываются в ситуации инвестиционной ловушки: раз освоив какой-либо сетевой продукт, потребитель вынужден придерживаться данного сетевого стандарта вне зависимости от его реальной эффективности в условиях непрерывной модернизации.

Зная об этих особенностях сетевого рынка, компании разрабатывают стратегические планы по созданию дополнительных инвестиционных ловушек. К ним относятся разнообразные программы для лояльных клиентов, бонусы и скидки в зависимости от длительности отношений с фирмой, бесплатные обновления и техническая поддержка инновационных продуктов, тренинги и обучение персонала клиентских компаний, а также штрафы и компенсации за разрыв контрактов.

Издержки переключения влияют на жесткость ценовой конкуренции. Для «старых» клиентов, потребителей, попавших в инвестиционную ловушку, можно увеличивать цену без риска потерять клиента. Для новых покупателей предусматриваются бонусы, скидки, бесплатные дополнительные товары и услуги, демонстрационные версии программ и другие подобные схемы, нацеленные на привлечение клиента, который впоследствии окажется в инвестиционной ловушке.

Российские предприятия оказались в большинстве своем «поделены» в качестве клиентов ИТ-компаний, загнав себя тем самым в «инвестиционную ловушку». Конкуренция из преимущественно ценовой переходит к сферу продуктовой дифференциации: ИТ-фирмы начинают конкурировать за будущие ИТ-рынки, за возможность обновления оборудования и ПО.