Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
и сетевой экономики
5.1. Рыночная среда экономики информатики: основные сегменты и особенности
рынка ИТ-продуктов и услуг
5.1.1. Общие положения и некоторые сегментации
В порядке напоминания следует указать, что рынок – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и рыночная цена; одновременно – это место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.
Годовой объем мирового рынка ИКТ в 2004 – 2007 гг. оценивается экспертами как превышающий 3,5 трлн. долларов США даже без учета коммуникационных технологий. В настоящее время используется достаточно большое количество признаков сегментации рынка отрасли ИКТ, позволяющих выделить различные его части.
В первую очередь, в составе рынка экономики информатики можно выделять уровни, соответствующие уровням мировой экономики информатики: мировой рынок, рынок мировых регионов, национальный (страновой) рынок, рынок национальных регионов, местный и локальный рынок. В частности, годовой объем российского рынка ИКТ, по оценке, превышает 1,8 трлн. руб. Если исключить коммуникационные технологии, то это, по данным за 2010 г. – 565 млрд. руб. (примерно 18 ‒ 20 млрд. долл. или порядка 1,0% от объема мирового рынка).
Сегментируя рынок сферы информатики по виду товара и услуг, можно выделить рынки (сегменты отраслевого рынка), соответствующие различным видам продукции и услуг. Структура мирового рынка ИКТ в стоимостном выражении имеет следующий вид:
● Аппаратные средства – 15%.
● Программное обеспечение – 4%.
● ИТ-услуги – 25%.
● Телекоммуникации – 56%.
В России доля телекоммуникационных услуг заметно больше – 72,0%, а на все остальное (производство оборудования, ПО, ИТ-услуги) – 28% (по сравнению с 44% в глобальном рынке). Это однозначно означает экономию предприятий на информационных системах (их создании и сопровождении).
Исследования ИТ-рынка позволили выявить сокращение в последние годы (предкризисные годы и годы кризиса) спроса потребителей на технику с улучшенными техническими характеристиками, так как в глазах клиентов дополнительные преимущества модернизированных ИТ-продуктов незначительны по сравнению с затратами на их внедрение и обслуживание. Полноценный продукт, например ERP-система (система управления ресурсами предприятия), пользуется меньшим спросом у российских предприятий, чем более дешевые (хотя и менее качественные) продукты, скажем усеченная в функциональном отношении система бизнес-анализа ВI (business intelligese). Отметим, что объем продаж в сфере ИТ в РФ сократился в кризисном 2009 г. на 13%. В 2010 г. зафиксирован прирост на 3%.
Представляет интерес сегментирование национального рынка системной разработки и программного обеспечения по направленности товаропотоков. При этом выделяются внутренний рынок отечественных товаров и рынок отечественных товаров, идущих на экспорт. В РФ предложение отечественных предприятий сферы информатики, производящих специфическую продукцию, заметно превышает спрос на отечественную продукцию на внутреннем рынке. Выход отечественные производители программной продукции находят в ее экспорте.
Экспорт отечественных информационных систем и программного обеспечения осуществляется на так называемом рынке оффшорного программирования, когда заказчик и исполнитель находятся по разные стороны границ. Это не просто рынок экспортных товаров, а рынок, связанный с международным аутсорсингом, что означает выделение из производственного процесса по созданию программного обеспечения ключевых низкодоходных звеньев и передача производства этих звеньев специализированным компаниям в других странах. Обычно заказчиками на этом рынке выступают фирмы развитых стран, создающие сложные программные системы. Создание элементов этих систем они поручают фирмам достаточно развитых стран, не входящим в «золотой миллиард», стран с переходной экономикой и развивающихся стран. Главными заказчиками являются фирмы стран Западной Европы и США. Основные исполнители – фирмы Ирландии, Израиля, Болгарии, России, Индии, Вьетнама. Для этих стран характерно выгодное для заказчиков соотношение «цена – качество».
Оффшорное программирование является более благоприятной для многих фирм-заказчиков альтернативой приглашения в развитые страны специалистов в сфере информатизации. Например, правительство США лимитирует число виз для иностранцев, законодательство США требует одинакового уровня зарплаты для местных и приезжих специалистов, что приводит к значительным сложностям для приглашающих фирм. Оффшорное программирование предотвращает в какой-то степени утечку умов.
Как показывает анализ, лидирующее положение на рынке оффшорного программирования занимают фирмы городов Москвы и Новосибирска.
Более 66% оффшорных компаний осуществляют разработку программного обеспечения на заказ, остальные рискуют поставлять свою продукцию на открытые национальные рынки других стран. При этом, чтобы укрепить свои позиции за рубежом, многие фирмы имеют там свои представительства, коммерческих агентов и компании-партнеры. Фирмы, занимающиеся оффшорным программированием, в большинстве своем реализуют программы повышенного качества работы. Для оффшорных фирм характерна высокая заработная плата работников.
Наиболее сильным конкурентом России на рынке оффшорного программирования является Индия. Там наблюдается ежегодный рост объема программирования до 50%. Преимущества индийских фирм по отношению к российским: англоязычная среда, наличие активно реализуемых государственных программ поддержки отрасли, наличие конкурентоспособных структур с низким уровнем затрат. В Индии, начиная с 1980-хх годов, с целью развития сектора информационных технологий были сформированы специализированные исследовательские центры. С 1991 года начали создаваться специализированные технопарки по производству программного обеспечения на экспорт. В настоящее время в стране действуют 45 технопарков, которые в совокупности производят 80% экспортируемой IT-продукции.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.