5.2. Регулирующие механизмы
В качестве регулирующих механизмов в современной экономической системе информатики выделяются механизмы рыночного саморегулирования, интеграционного регулирования, государственного регулирования и наднационального регулирования.
Механизм рыночного саморегулирования обеспечивает установление рыночной цены на основе соотношения спроса и предложения, а также приток и отток ресурсов в отрасли и регионы в соответствии с долговременной тенденцией конъюнктуры рынка. Для рыночного механизма характерна цикличность, что в определенные периоды может вызвать кризис в развитии отрасли. Характерным примером является кризис в отрасли ИКТ, возникший в США на рубеже XX и XXI веков. Кризис был вызван, в первую очередь, ожиданиями американских производителей веб-ресурсов массового перехода организаций в сфере торговли, производства, финансов, образования к электронному бизнесу, появления множества новых фирм, которые специализировались бы исключительно на электронной торговле и т.п. Ожидания вызвали приток капитала в экономику информатики США, строительный бум офисных зданий, усиленную работу по набору кадров. Когда эти ожидания не сбылись, вначале разорились фирмы, сделавшие ставку исключительно на электронный бизнес. Затем кризис распространился на производителей соответствующих информационных продуктов (массовое закрытие предприятий, увольнение работников, снижение заработной платы специалистов в области ИКТ).
Несмотря на потенциальную возможность кризисов, отрасль ИКТ принято считать самодостаточной, то есть в связи с высоким уровнем спроса и высокой рентабельностью эта отрасль в целом может развиваться без государственной поддержки.
Механизм государственного регулирования, как известно, обеспечивает во имя общественных интересов перераспределение доходов и ресурсов, а также стабильное развитие экономики и общества. Зачем же он нужен в самодостаточной отрасли ИКТ?
Во-первых, для корректировки объемов и направлений использования ресурсов в сфере ИТ. В некоторых странах, включая Россию, информационные технологии, системы, продукты относятся к квазиобщественным благам, т.е. сумма выделяемых на развитие экономики информатики средств частных инвесторов и направления инвестиций не соответствуют интересам общества. В связи с этим для развития экономики информатики России большое значение имеет применение инструментов государственного регулирования экономики в целях привлечения дополнительных ресурсов, причем ресурсы могут концентрироваться на наиболее приоритетных для государства направлениях: образование, социальная сфера, наука, государственное управление.
Во-вторых, для регулирования рынка ИТ. В развитых странах предпринимаются усилия, чтобы не допустить сползание рынка ИКТ к монополии и по возможности размыть олигополию, сделав олигопольный рынок конкурентоспособным для малых предпринимателей. В США, чтобы сохранить на рынке программные продукты субъектов малого предпринимательства, неконкурентоспособные по сравнению с продуктами крупных фирм в ценовом отношении, и не допустить чрезмерной олигополии, осуществляется целевое государственное субсидирование деятельности малых фирм в сфере ИКТ.
В-третьих, для обеспечения высокого уровня качества информационных систем и информационного обслуживания в целях обеспечения высокой конкурентоспособности национальной отрасли ИКТ на мировом рынке, что достигается деятельностью органов исполнительной власти РФ в области стандартизации. Это очень важно для РФ в нынешней экономической ситуации, когда большинство конкурентоспособных отраслей относятся к сырьевому сектору.
В-четвертых, для обеспечения экономической стабилизации. В настоящее время стабилизационные меры в нашей стране (как и в других странах) не направляются избирательно на отрасль ИКТ, а носят общеэкономический характер (используются такие рычаги, как ставка рефинансирования ЦБ, ставки налогов и т.п.).
В области экономики информатики основными инструментами государственного регулирования являются:
- законодательство и правоприменительные действия;
- стандартизация;
- прогнозы, стратегии (концепции) и программы развития информационных технологий;
- применение льгот и преференций.
В последние годы появилось понятие наднационального регулирования экономики. Его можно рассматривать как своеобразную надстройку по отношению к государственному регулированию, которая воздействует, прежде всего, на национальное законодательство и систему стандартизации в целях либерализации международных торгово-экономических отношений, уменьшения препятствий на пути развития рыночных отношений, обеспечения во всех странах высокого качества продукции и услуг, прав потребителей, других контрагентов, участников рынка, а также прав национальных государств, законодательная база которых может существенно различаться друг от друга.
Механизм интеграционного регулирования позволяет сократить затраты организаций за счет создания общей инфраструктуры, обеспечить ускоренное применение инноваций, защитить предприятия, входящие в интеграционное объединение, от нестабильности рынка за счет того, что объединению в целом удается более гибко реагировать на изменение рыночного спроса. Основными способами интеграционного управления, обеспечивающими поддержку входящих в интеграционное объединение предприятий, являются:
- согласование стратегического и текущего планирования;
- координация проектной и процессной деятельности;
-осуществление межфирменного обмена продуктами, инновациями, ресурсами. Особенность заключается здесь в том, что процессы распределения и обмена внутри интеграционного объединения не подчиняются законам открытого рынка, то есть реализуется льготный режим предоставления ресурсов;
- концентрация ресурсов;
- централизованная подготовка кадров, единый консалтинг, аутсорсинг.
Распространенной формой интеграционных объединений в РФ в сфере информационных технологий являются корпорации, деятельность которых основана на отношениях собственности, а стиль управления – достаточно жесткий. В качестве примера можно назвать корпорацию «Галактика», обеспечивающую разработку ИС, ПО, консультирование и обучение в сфере ИТ. В состав этой корпорации входят следующие фирмы:
-
«Новый атлант» (Москва);
-
«Атлант-Техсервис» (Москва);
-
Учебный центр (Москва);
-
«Тон Софт» (Минск);
-
«Тон Софт Сервис» (Минск);
-
«Гэлэкси Украина» (Киев);
-
«Галактика Урал» (Екатеринбург);
-
«Гэлэкси Спб» (С.-Петербург);
-
«Галактика Казахстан» (Алмата);
-
«Галактика Бенднал» (Иркутск).
Корпорацию «Галлактика» можно рассматривать как транснациональную корпорацию в экономическом пространстве СНГ.
В качестве интеграционного объединения выступают также технопарки. Технопарк в сфере информационных технологий – это специализированная организация, которая предоставляет набор необходимых услуг своим резидентам ‒ малым и средним предприятиям и индивидуальным предпринимателям, ведущим предпринимательскую деятельность в области ИКТ на его территории, что позволит им получить значительную экономию средств и сконцентрироваться на своей основной деятельности. К таким услугам относится предоставление на льготных условиях помещений, оборудования (в том числе сетевого и компьютерного), коммуникаций с Интернетом, эффективных программных продуктов с открытым кодом, заказов на системную разработку, консультаций по правовым вопросам, маркетингу, бухгалтерскому учету и т.п. При необходимости обеспечивается аутсорсинг в области решения задач управления малым и средним предприятием. Интересен, в частности, опыт фирмы «Люксофт» по объединению в специализированном технопарке в г. Дубне субъектов малого и среднего предпринимательства для скоординированного производства информационных систем по заказу ведущих зарубежных фирм.
Любая сеть сотрудничества, функционирующая в области информационных технологий, также является примером интеграционного объединения. Подобные объединения, как отмечалось выше, часто именуют себя группами компаний.
- Московский авиационный институт
- Москва – 2011 Содержание
- Тема 1. Понятие и типология современной сетевой экономики
- Тема 2. Электронный бизнес
- 2.1. Понятие электронного бизнеса и его конфигурация
- 1. Базовые и встраиваемые системы.
- 2. Системы, применяемые в производственных и торговых организациях4.
- 3. Системы, применяемые в финансово-кредитных организациях.
- 4. Системы интернет-образования.
- 5. Системы предоставления интернет-услуг в области информатизации – «облачные сервисы», включая аутсорсинг информационных технологий.
- Электронный бизнес
- 2.2. Особенности управления проектами электронного бизнеса (интернет-проектами)7
- 2.3. Способы создания веб-сайтов при применении в электронном бизнесе cms (систем управления контентом): взгляд со стороны заказчика
- Тема 3. Виртуальные организации в сетевой экономике и концепции «информационной интеграции»
- 3.1. Основные определения
- 3.2. Концепции информационной интеграции, получившие развитие в рамках экономики сетевых пользователей
- 3.2.1. Концепция интегрированных корпоративных информационных систем (икис)8.
- 3.2.2. Концепция управления внешней средой бизнеса и межсистемной интеграции [5, 3, 12].
- Информационных систем
- Виртуальных организаций
- 3.2.3. Концепция электронного бизнеса как концепция виртуальных взаимодействий [10, 3].
- 3.2.4. Концепция поддержки жизненного цикла сложных изделий [7].
- И ее место в информационной инфраструктуре предприятия
- 3.2.5. Общая концепция виртуальных организаций [10].
- 1) Основные черты виртуальных организаций15.
- 2) Классификация организаций по степени виртуальности.
- Классификация компаний и организаций в соответствии со свойствами активов и структуры управления (по «степени виртуальности»)
- 3) Основные виртуальные элементы организаций.
- 4) Классификация виртуальных организаций.
- 3.3. Дополнительные понятия в области виртуальных организаций: виртуальное пространство
- 3.4. Примеры успешного опыта по формированию виртуальных организаций [2], [10]
- Тема 4. Экономика информатики как отрасль в составе экономической системы
- 4.1. Понятие экономики информатики, ее основные уровни и элементы
- 4.2. Перспективные и базовые технологии сферы информатики
- На основе применения веб-технологий
- 4.3. Продукция и услуги экономики информатики
- 4.4. Участники экономических отношений, предприятия и организации в сфере информатики
- 4.4.1. Общая картина
- 4.4.2. Основные функции и организационная структура провайдерской фирмы
- Провайдерской фирмы
- 4.5. Ресурсы экономики информатики
- Тема 5. Регулирующие механизмы экономики информатики
- 5.1.2. Некоторые рыночные свойства ит-продуктов
- 5.1.3. Некоторые формы конкурентной борьбы на рынке ит-продуктов
- 5.1.4. Вывод о преобладающем типе рынка в сфере ит
- 5.2. Регулирующие механизмы
- 5.3. Инструменты государственного и наднационального регулирования в сфере информатизации (на примере рф)
- 5.3.1. Законодательное регулирование
- 10) Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-фз «Об электронной цифровой подписи».
- 16) Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- 18) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Имеет статус федерального закона от 18.12.2006 г. № 230-фз.
- 5.3.2. Государственное и наднациональное регулирование на основе стандартизации
- 5.3.3. Разработка и реализация государственных программ
- Литература
- 2. Бугорский в.Н. Сетевая экономика: учеб. Пособие / в.Н. Бугорский. – м.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.: ил.
- 3. Интернет-технологии в экономике знаний: Учебник / Под научной редакцией докт. Техн. Наук, проф. Н.М. Абдикеева. – м.: инфра-м, 2010. – 448 с. – (Высшее образование).
- 10. Уорнер м., Витцель м. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. С англ. – м.: Добрая книга, 2005. – 296 с.