logo search
otvety1

342 Управление разработкой программного обеспечения (по). Понятие рынка программных средств, маркетинг по, задачи маркетинга по. Сертификация по.

Управление проектом по разработке программного обеспечения – это своего рода искусство балансирования между конкурирующими целями, рисками, различными ограничениями и обстоятельствами. Основной задачей данного процесса является обеспечение успешной поставки продукта, удовлетворяющего потребностям заказчиков – основных плательщиков по счетам, и потребителей – конечных пользователей.

Основные цели управления проектами:

- организация процесса управления проектом, планирование проекта на протяжении всего жизненного цикла и отдельной итерации;

- соблюдение основных принципов планирования, управления персоналом, выполнения работ и мониторинга проекта с помощью соответствующих метрик;

- эффективное управление рисками.

Компании и организации обычно ведут много проектов, которыми необходимо управлять – как традиционных IT-проектов, например, по разработке ПО или внедрению автоматизированной системы, так и проектов в других областях. Управление портфелем проектов – это подход, который позволяет держать под контролем широкий диапазон проектов и ресурсов, обеспечивая необходимый уровень их управляемости. Помимо управления единым финансовым портфелем, управление проектами включает множество различных процессов – управление ресурсами, затратами, рисками, качеством, а также другие связанные с этим процессы, и все они должны выполняться совместно.

В условиях существования рынка программных средств важными характеристиками являются:

- стоимость,

- количество продаж;

- время нахождения на рынке (длительность продаж);

- известность фирмы-разработчика;

- наличие программных средств аналогичного назначения.

Программные средства массового распространения продаются по ценам, которые учитывают спрос и конъюнктуру рынка (наличие и цены программ-конкурентов). Большое значение имеет проводимый фирмой маркетинг, который включает:

- формирование политики цен для завоевания рынка;

- широкую рекламную кампанию программного обеспечения;

- создание торговой сети для реализации программного обеспечения (так называемые дилерские и дистрибьютерные центры);

- обеспечение сопровождения и гарантийного обслуживания пользователей программного обеспечения, создание горячей линии (оперативный ответ на возникающие в процессе эксплуатации программных продуктов вопросы);

- обучение пользователей программного обеспечения.

Маркетинг и спецификация программного обеспечения предназначены для изучения требований к создаваемому программному обеспечению, а именно:

- определение состава и назначения функций обработки данных программного обеспечения;

- установление требований пользователя к характеру взаимодействия с программным обеспечения, типу пользовательского интерфейса (система меню, использование манипулятора мышь, типы подсказок, виды экранных документов и т.п.);

- требования к комплексу технических и программных средств для эксплуатации программного обеспечения и т.д.

Для удостоверения качества, надежности и безопасности применения сложных, критических ИС используемые в них ПС следует подвергать обязательной сертификации аттестованными, проблемно-ориентированными испытательными лабораториями. Такие испытания необходимо проводить, когда программы управляют сложными процессами или обрабатывают столь важную информацию, что дефекты в них или недостаточное качество могут нанести значительный ущерб.

Специалисты-сертификаторы имеют право на расширение условий испытаний и на создание различных критических и стрес­совых ситуаций в пределах нормативной документации, при ко­торых должны обеспечиваться заданное качество и надежность решения предписанных задач. Если все испытания проходят ус­пешно, то на соответствующую версию ПС оформляется специ­альный документ — сертификат соответствия. Этот документ официально подтверждает соответствие стандартам, норматив­ным и эксплуатационным документам функций и характеристик испытанных средств, а также допустимость их применения в оп­ределенной области.

Сертификационные испытания удостоверяют качество и надежность ПС только в условиях, ограниченных конкретными стандартами и нормативными документами, с некоторой конечной вероятностью. В реальных условиях эксплуатации принципиально возможны отклонения от характеристик внешней среды функционирования ПС за пределы, ограниченные сертификатом, и ситуации, не проверенные при сертификационных испытания. Эти обстоятельства способны вызывать катастрофические последствия, угрожающие надежности функционирования и безопасности применения ПС. Наличие сертификата у ПС для критических систем является необходимым условием их допуска к эксплуатации.