logo
otvety1

127 Направления развития отечественных и зарубежных экономических информационных систем организаций.

Дисциплина «Информационные системы в организации»

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединённых в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

Развитие ЭИС:

В 50-е годы на ЭВМ в основном решались отдельные экономические задачи, связанные с необходимостью переработки больших информационных массивов, например, такие, как начисление заработной платы, составление статистических отчетов и т. д., или задачи, выполняющие оптимизационные расчёты, например, решение транспортной задачи.

В 60-е годы возникает идея комплексной автоматизации управления предприятиями и интеграции информационного обеспечения на основе баз данных. Реальностью автоматизированные системы управления стали в 70-е годы на базе ЭВМ 3-го поколения, которые позволили создавать вычислительные системы с распределенной терминальной сетью. Однако недостаточное быстродействие и надежность вычислительных машин, отсутствие гибких средств реализации информационных потребностей пользователей не смогли превратить ЭИС в инструмент коренного повышения эффективности управления предприятиями.

80-годы отмечены внедрением персональных ЭВМ в практику работы управленческих работников, созданием широкого набора автоматизированных рабочих мест (АРМов) на базе языков 4-го поколения (4GL), позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога быстро разрабатывать удобные для пользователей приложения. Однако рассредоточение ЭИС в виде АРМов, локальная («островная») автоматизация не способствовали интеграции управленческих функций и, как следствие, существенному повышению эффективности управления предприятием.

Для 90-х годов характерно развитие телекоммуникационных средств, которое привело к созданию гибких локальных и глобальных вычислительных сетей, предопределивших возможность разработки и внедрения корпоративных ЭИС (КЭИС). КЭИС объединяют возможности систем комплексной автоматизации управления 70-х годов и локальной автоматизации 80 — годов. Наличие гибких средств связывания управленческих работников в процессе хозяйственной деятельности, возможность коллективной работы, как непосредственных исполнителей хозяйственных операций, так и менеджеров, принимающих управленческие решения, позволяют во многом пересмотреть принципы управления предприятиями или проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.

Усложнение архитектуры современныхинформационных систем предопределяют разработку и использование эффективных технологий проектирования, обеспечивающих ускорение создания, внедрения и развития проектов ЭИС, повышение их функциональной и адаптивной надежности.

В развитии ЭИС наблюдается следующие тенденции:

типизация областей применения ЭИС;

стандартизация информационных технологий;

повышение качества ЭИС.

Типизация состава и структуры ЭИС позволяет сократить затраты на создание и внедрение ЭИС за счет использования типовых разработок. Это так называемый "коробочный" вариант создания ЭИС, связанный с применением ППП (пакетов прикладных программ) функционального назначения, CASE-технологий для разработки программного и информационного обеспечения ЭИС, БД типовой структуры, унифицированных форм документов, переходом к единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации.

Другое направление — выработка требований к составу и содержанию операций обработки данных, программным и техническим средствам поддержки информационных технологий в ЭИС, стандартизация информационных технологий. Применение стандартов в сфере информационных технологий направлено на обеспечение гарантированного уровня качества информации и получение экономического эффекта от внедрения ЭИС.

Повышение качества ЭИС достигается за счет применения эффективных информационных технологий, включения в ЭИС интеллектуальных подсистем, например: системы поддержки принятия решений для определенного уровня (функции управления); системы, основанных на знании и др.