Пример 2. Зависимость спроса от цены
В данном примере демонстрируется техника аппроксимации экспериментально установленной взаимосвязи между величинами при помощи аналитических функций, а также метод нахождения экстремального значения с использованием функции Excel Поиск решения.
Рассмотрим компанию, занимающуюся установкой пластиковых окон. Положим, стоимость установки одного окна 2.3 тыс. р. В течение полугода компания меняла расценки на свои услуги. При этом изменялся и спрос. Соответствующие данные представлены в табл. 1.1. Необходимо подобрать такую цену, при которой прибыль компании будет максимальной.
Таблица 1.1
Зависимость спроса от цены
Цена, тыс. р. | 2.6 | 2.5 | 3.1 | 2.8 | 3.5 | 4.0 | 3.8 | 5.1 | 4.5 | 5.5 |
Спрос | 40 | 40 | 26 | 38 | 20 | 13 | 15 | 3 | 5 | 2 |
Для решения задачи средствами MS Excel, прежде всего, занесём данные в ячейки электронной таблицы и построим график зависимости (рис. 1.9). Для построения нужного графика в диалоговом окне нужно выбрать Тип: Точечная и Вид без соединительных линий.
Рис. 1.9. Построение графика зависимости спроса от цены товара
Если мы выделим построенный график, то в строке команд появится новое меню – Диаграмма. Выберем в этом меню команду Добавить линию тренда. В появившемся диалоговом окне на вкладке Тип выберем тип линии тренда Линейная, а на вкладке Параметры отметим опции Показывать уравнения на диаграмме и поместить на диаграмму величину достоверности аппроксимации (R^2) (рис. 1.10) (ОК). В результате получим график, представленный на рис. 1.11. На нём проведена прямая, аппроксимирующая табличные данные. Общий вид уравнения прямой:
y Рис. 1.10. Заполнение диалогового окна команды: Добавить линию тренда Рис. 1.11. Линейная аппроксимация зависимости спроса от цены товара
где a и b – параметры, подбираемые таким образом, чтобы аппроксимация была наилучшей для данного вида функции. Критерием оценки точности аппроксимации является величина R2. Чем ближе она к единице, тем лучше аппроксимация. Из графика видно, что для наилучшей линейной аппроксимации параметры a и b равны: 14.101 и 73.136 соответственно. Аналогичным образом можно провести аппроксимацию с использованием степенной и экспоненциальной функций (рис. 1.12). Из рисунков видно, что наилучшей является аппроксимация экспоненциальной функцией. Её общий вид:
y = a exp(b x). (1.4)
Наилучшее согласие между аналитической зависимостью и наблюдаемыми значениями достигается при а=687.33 и b=-1.0511 (рис. 1.12).
Рис. 1.12. Аппроксимация зависимости спроса от цены товара степенной и экспоненциальной функциями
Теперь ответим на вопрос, при какой цене достигается максимальный доход. Для этого составим модель, представленную на рис. 1.13. Здесь число в ячейке В10 определяется по формуле
=Константаexp(ЦенаПоказатель), (1.5)
где, как следует из рис. 1.12, Константа и Показатель обозначают параметры наилучшей экспоненциальной аппроксимации a и b соответственно. Содержимое ячейки В11 определяется формулой
=СпросЦена. (1.6)
Содержимое ячейки В12 вычисляется как
=СпросСтоимость, (1.7)
и прибыль в ячейке В13 определяется формулой
=Доход-ПолнаяСтоимость. (1.8)
Рис. 1.13. Модель для расчёта оптимальной цены
Чтобы найти оптимальную цену, надо выполнить команду: Поиск решения меню Сервис и в появившемся диалоговом окне в графе Установить целевую ячейку записать адрес ячейки В13, установить Равной: максимальному значению и в графу Изменяя ячейки внести адрес ячейки В7 (рис. 1.14) (ОК). В результате расчета получим, что максимальная прибыль 21.44 тыс. р. достигается при цене 3.25 тыс. р. за установку одного окна. На этом задачу можно считать решённой. В заключение стоит лишь сказать несколько слов об ограничениях модели. Как правило, установка окон связана с их покупкой в той же компании, которая производит установку. Учёт этой взаимосвязи не должен привести к принципиальным изменениям модели. Изменится лишь значение цен и затрат. Далее, на зависимость спроса от цены должны налагаться сезонные колебания спроса и, возможно, другие факторы (действия конкурентов, инфляция и т.д.). Кроме того, на спрос может оказывать влияние цена установки окон в предшествующий период. Эти моменты, как и фактор случайности, не учтены в модели из соображений её наглядности.
Рис. 1.14. Заполнение диалогового окна команды: Поиск решения
- Оптимизация бизнес-процессов
- Предисловие
- Введение
- Программное обеспечение
- Раздел 1. Проведение расчетов в ms Excel для обоснования управленческих решений
- 1.1. Примеры решения задач в Excel
- Пример 1. Расчет точки безубыточности
- Пример 2. Зависимость спроса от цены
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.1
- 1.2. Линейное программирование. Примеры решения задач
- Пример 1. Определение оптимального состава смеси
- Пример 2. Задача об оптимальном использовании ресурсов
- Пример 3. Нахождение оптимального числа работников
- Пример 4. Транспортная модель
- Пример 5. Сравнение эффективности работы
- Пример 6. Определение пропускной способности
- Пример 7. Инвестиционная политика компании
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.2
- 1.3. Основы линейного программирования
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 1.3
- Раздел 2. Моделирование стохастических процессов в ms Excel
- 2.1. Использование средств ms Excel для моделирования стохастических процессов
- Пример 1. Определение оптимального заказа
- Представление результатов решения примера 1 и их анализ
- Пример 2. Конкурс проектов
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 2.1
- 2.2. Использование надстроек к ms Excel для моделирования и решения задач управления
- 2.2.1. Программа @Risk
- 2.2.2. Программа PrecisionTree
- Пример 3. Участие в аукционе
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к подразделу 2.2
- Раздел 3. Использование среды визуального программирования Arena для моделирования систем обслуживания
- 3.1. Краткое описание программной среды Arena
- 3.1.1. Описание интерфейса
- 3.1.2. Создание простейших моделей
- 3.2. Примеры простых моделей
- 3.2.1. Модель работы парикмахерской
- 3.2.2. Предварительный анализ модели
- 3.2.3. Совершенствование модели парикмахерской
- 3.2.4. Основы анимации в Arena
- 3.2.5. Оптимизация моделей в Arena
- 3.2.6. Модель пополнения запасов
- 3.2.7. Анимация перемещения
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к разделу 3
- Раздел 4. Краткий обзор общих вопросов моделирования
- 4.1. Стадии процесса моделирования
- 4.2. Классификация моделей
- 4.3. Элементы моделей в Arena
- 4.4. Основные сведения о случайных величинах
- Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения к разделу 4
- Заключение
- Приложение Случайные величины и функции распределения случайных величин
- Функции распределения дискретных величин
- Функции распределения непрерывных величин
- Оценка параметров распределения случайных величин
- Предметный указатель
- Рекомендуемый Библиографический Список
- Оглавление
- Раздел 1. Проведение расчетов в ms Excel для обоснования управленческих решений 10
- Раздел 2. Моделирование стохастических процессов в ms Excel 43
- Раздел 3. Использование среды визуального программирования Arena для моделирования систем обслуживания 74
- Раздел 4. Краткий обзор общих вопросов моделирования 141
- Оптимизация бизнес-процессов
- 6 80021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47