logo

Пример 2. Зависимость спроса от цены

В данном примере демонстрируется техника аппроксимации экспериментально установленной взаимосвязи между величинами при помощи аналитических функций, а также метод нахождения экстремального значения с использованием функции Excel Поиск решения.

Рассмотрим компанию, занимающуюся установкой пластиковых окон. Положим, стоимость установки одного окна 2.3 тыс. р. В течение полугода компания меняла расценки на свои услуги. При этом изменялся и спрос. Соответствующие данные представлены в табл. 1.1. Необходимо подобрать такую цену, при которой прибыль компании будет максимальной.

Таблица 1.1

Зависимость спроса от цены

Цена, тыс. р.

2.6

2.5

3.1

2.8

3.5

4.0

3.8

5.1

4.5

5.5

Спрос

40

40

26

38

20

13

15

3

5

2

Для решения задачи средствами MS Excel, прежде всего, занесём данные в ячейки электронной таблицы и построим график зависимости (рис. 1.9). Для построения нужного графика в диалоговом окне нужно выбрать Тип: Точечная и Вид без соединительных линий.

Рис. 1.9. Построение графика зависимости спроса от цены товара

Если мы выделим построенный график, то в строке команд появится новое меню – Диаграмма. Выберем в этом меню команду Добавить линию тренда. В появившемся диалоговом окне на вкладке Тип выберем тип линии тренда Линейная, а на вкладке Параметры отметим опции Показывать уравнения на диаграмме и поместить на диаграмму величину достоверности аппрокси­ма­ции (R^2) (рис. 1.10) (ОК). В результате получим график, представленный на рис. 1.11. На нём проведена прямая, аппроксими­рующая табличные данные. Об­щий вид уравнения прямой:

y

Рис. 1.10. Заполнение диалогового окна ко­манды: Добавить линию тренда

Рис. 1.11. Линейная аппроксимация зависимости спроса от цены товара

= a x + b, (1.3)

где a и b – параметры, подбираемые таким образом, чтобы аппроксимация была наилучшей для данного вида функции. Критерием оценки точности аппроксимации является величина R2. Чем ближе она к единице, тем лучше аппроксимация. Из графика видно, что для наилучшей линейной аппроксимации параметры a и b равны: 14.101 и 73.136 соответственно. Аналогичным образом можно провести аппроксимацию с использованием степенной и экспоненциальной функций (рис. 1.12). Из рисунков видно, что наилучшей является аппроксимация экспоненциальной функцией. Её общий вид:

y = a exp(b  x). (1.4)

Наилучшее согласие между аналитической зависимостью и наблю­даемыми значениями достигается при а=687.33 и b=-1.0511 (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Аппроксимация зависимости спроса от цены товара степенной и экспоненциальной функциями

Теперь ответим на вопрос, при какой цене достигается максимальный доход. Для этого составим модель, представленную на рис. 1.13. Здесь число в ячейке В10 определяется по формуле

=Константаexp(ЦенаПоказатель), (1.5)

где, как следует из рис. 1.12, Константа и Показатель обозначают параметры наилучшей экспоненциальной аппроксимации a и b соответственно. Содержимое ячейки В11 определяется формулой

=СпросЦена. (1.6)

Содержимое ячейки В12 вычисляется как

=СпросСтоимость, (1.7)

и прибыль в ячейке В13 определяется формулой

=Доход-ПолнаяСтоимость. (1.8)

Рис. 1.13. Модель для расчёта оптимальной цены

Чтобы найти оптимальную цену, надо выполнить команду: Поиск решения меню Сервис и в появившемся диалоговом окне в графе Установить целевую ячейку записать адрес ячейки В13, установить Равной: максимальному значению и в графу Изменяя ячейки внести адрес ячейки В7 (рис. 1.14) (ОК). В результате расчета получим, что максимальная прибыль 21.44 тыс. р. достигается при цене 3.25 тыс. р. за установку одного окна. На этом задачу можно считать решённой. В заключение стоит лишь сказать несколько слов об ограничениях модели. Как правило, установка окон связана с их покупкой в той же компании, которая производит установку. Учёт этой взаимосвязи не должен привести к принципиальным изменениям модели. Изменится лишь значение цен и затрат. Далее, на зависимость спроса от цены должны налагаться сезонные колебания спроса и, возможно, другие факторы (действия конкурентов, инфляция и т.д.). Кроме того, на спрос может оказывать влияние цена установки окон в предшествующий период. Эти моменты, как и фактор случайности, не учтены в модели из соображений её наглядности.

Рис. 1.14. Заполнение диалогового окна команды: Поиск решения

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4